Регина Спицына
Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений
Доклад
«Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений»
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
Малыш учится в первую очередь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него является примером, авторитетен. Это значит, что именно родители являются его самыми лучшими и первыми воспитателями.
Публикация «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия участников образовательных отношений» размещена в разделах
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка.
Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
Одной из форм налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба.
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду. Это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.
Основные формы работы родительского клуба :
*Беседа
*Круглый стол
*Семинар
*Развлечения
*Родительское собрание
*Мастер классы
*Анкетирование
Цели родительского клуба :
*Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной материал, воспитатель не только указывает, что нужно проработать дома, но и как это сделать. В ДОУ провидятся мастер-классы, практические занятия.
*Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
*Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов детей. Например, если ребёнок при подготовке к утреннику отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его и говорить: «Никаких игрушек если не будешь учить!». Определив с помощью педагога текущие интересы ребёнка, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
*Популяризация работы ДОУ в родительской среде.
Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют в ней.
*Интернет-сотрудничество, целью которого является не только просветительская работа с родителями или информационная поддержка семьи, но и включение семьи в образовательное пространство детского сада, привлечение их к активному содействию. В современный век интернет-технологий, когда компьютер есть не только в каждом доме, но и у каждого члена семьи, актуальными становятся онлайн-семинары, веб- конференции, вебинары.
Родительский клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Это одна из новых форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребенка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения.
Участие в родительском клубе помогает повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, как в семье, так и в ДОУ, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско- родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг.
Общение в неформальной, творческой, дружественной обстановке позволяет проявить лучшие качества как детям, так и родителям. Чувство раскрепощенности, которое проявляется в неформальной обстановке, помогает педагогам и родителям лучше узнать друг друга, понять общность интересов, объединиться для решения общих задач воспитания, образования и развития ребенка, становление компетенций родителя.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Литература
1. Артамонова Е. И., Еганова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М. : Изд. Центр «Академия» 2002г.
2. Арнаутова Е. П. " Педагог и семья" М. "2014г.
3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2005г.
4. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. 2002г.
5. Лобанов Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003г.
6. К. Фогель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезис. 2010г.
7. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» : пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004г.