Папки-передвижки

Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ

Татьяна Селезень
Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ

Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ.

Эпиграф:

Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или страшны мытарства,

А погибают оттого

(И тем больней, чем дольше,

Что люди царства своего

Не уважают больше. (Булат Окуджава)

Публикация «Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ» размещена в разделах

Формирование гражданского общества и правового государства в любой стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален, так как именно сейчас государство стремится возвратить утерянные ценности. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи патриотического воспитания дошкольников требуют переосмысления.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. И развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания. Но, прежде чем приступать к воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей, мы поставили перед собой цель – научиться разбираться в основах терминологии и знать, на каких приоритетах будет базироваться наша работа.

Итак, среди многообразия существующих классификаций видов патриотического воспитания мы приняли за основу следующую классификацию:

1. Патриотизм исторический. Этот вид патриотизма основан на славном и героическом прошлом нашей Родины. Используя этот вид патриотизма в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, мы прежде всего знакомим их с героями нашего прошлого, со знаковыми событиями в истории нашей Родины, с фольклором. То есть, решаем, в основном, образовательные задачи.

2. Патриотизм духовный. Это особый вид патриотизма. Это те глубинные нравственные корни, которые ребенок начинает всасывать с молоком матери, это наши вековые традиции, наши духовные ценности, это та основа, которая неразрывно связывает каждого человека с его народом. Научить такому патриотизму невозможно, этот росток есть в душе каждого гражданина нашей страны, независимо от возраста. И наша задача – развить то, что уже заложено в душе каждого ребенка, проследить за тем, чтобы этот росток рос в правильном направлении. То есть, в данном случае мы с вами в основном решаем развивающие задачи.

3. Патриотизм проектный. Это способность человека ощущать себя частью общества и трудиться на его благо. Ян Амос Коменский отмечал в «Великой дидактике» : «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия». В ходе воспитания проектного патриотизма решаются в основном воспитательные задачи.

Чрезвычайно важно в аспекте воспитания нравственно – патриотических чувств то, что процесс воспитания необходимо начинать как можно раньше, еще в возрасте дошкольного детства. И это совершенно справедливо, ведь именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственной основы ребенка, его социализации в обществе, осознание себя частью целого. Именно исходя из этого, нами была сформулирована цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников : формирование у детей потребности совершать хорошие поступки, развитие способности чувствовать ответственность за судьбу своей страны, воспитание такие личностные качества, как сострадание, милосердие, дружелюбие.

Цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников предполагает решение целого комплекса задач:

- формирование у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, городу, Родине;

- воспитание бережного отношения к родной природе;

- воспитание уважения к труду;

- формирование интереса к традициям родной страны;

- формирование основ культуры взаимоотношений в социуме;

- развитие чувства ответственности за судьбу своей страны и гордости за нее.

Эти задачи решаются непрерывно, на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду и во всех видах деятельности: в труде, в быту, в играх, на занятиях, так как в любой момент жизни ребенка уместен для формирования нравственно-патриотических чувств.

С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма начинается с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств. Затем, с развитием представлений ребенка о мире, его понятие о Родине расширяется до масштабов семьи, детского сада, друзей, воспитателей, окружающей его природы и так далее. И каждый новый элемент Родины вписывается в сознание ребенка, как часть чего-то целого, большего, о чем он узнает дальше. Процесс патриотического воспитания в дошкольном возрасте идет стремительно, поскольку ребенок каждый день узнает что-то новое, что формирует его представление о целостной картине мира. Таким образом работа над формированием нравственно-патриотических основ дошкольника требует от педагога прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах.

Следует отметить также, что воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Сфера такого взаимодействия достаточно широка, это и совместные экскурсии, позволяющие сформировать интерес к истории родного города и родной страны не только у детей, но и у их родителей, и активное взаимодействие с родителями в форме круглых столов, семинаров, диспутов, в ходе которых решаются насущные вопросы воспитания основ духовности у детей, и вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по организации и проведению традиционных обрядов и праздников и т. д.

Рассматривая патриотизм, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Восхищение просторами, красотой и богатством Родины возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой М. А, Комаровой Т. С, отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, дому, городу, краю, Родине.

Раскроем вопросы работы следующих задач по нравственно- патриотическому воспитанию :

- Уважение к людям труда

Трудовое воспитание детей направлено в соответствие с программой на решение следующих задач:

1. Воспитывать устойчивое положительное отношение к труду, трудолюбие;

формировать такие качества, как исполнительность, самостоятельность, ответственность, организованность.

2. Воспитывать желание и умение сотрудничать со сверстниками (помощь друг другу, не конфликтовать, не перекладывать на другого свои обязанности)

3. Формировать трудовые навыки и умения во всех видах труда (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд)

4. Систематически обогащать знания детей о труде взрослых, воспитывая на этой основе общественно значимые мотивы понимания важности выполнения работы, уважение к трудящемуся человеку, интерес к результатам собственного труда

5. Воспитывать умение организовывать свой труд, культуру труда (находить все необходимое для работы, приводить в порядок рабочее место, аккуратно убирать инструменты и материалы и т. п)

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, умельцами.

Народные промыслы России, ремесла русских мастеров - по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Дымковская, Городецкая росписи, Семикаракорский фарфор.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, бытом. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия, (например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как называется (Хохлома, Гжель, Дымка) Каждая тема должна подкрепляться играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знание детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. В работе также необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальный костюм, старинную мебель, посуду и т. д)

«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными традициями, промыслами, предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»/А. С Макаренко/, - эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины

Для этого необходимо проводить знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями-земляками прошлого и настоящего времени.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «Трудовой подвиг» и т. д необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников В. О Войны, их фронтовых и трудовых подвигов.

Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в В. О. Войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

По данному направлению в группе должна быть создана определенная развивающая среда и созданы специальные условия :

- естественная для ребенка среда жизнедеятельности;

- организация предметно-развивающего пространства;

-наличие наглядных пособий, иллюстраций, игры и т. д;

- свободный доступ детей к рабочему материалу;

-тесные взаимодействия с семьей.

- Формы работы по патриотическому воспитанию

- Целевая прогулка к Вечному огню, памятникам, мемориалам;

- Проведение тематических мероприятий, таких как «День матери», «День Защитника Отечества», «День Победы»;

- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление подарков, поздравление Ветеранов ВОВ;

- Участие в праздниках;

- Беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;

- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик, благодаря этому труду.

Соприкосновение с историческим прошлым России, обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в Иванов, не помнящих родства.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 20:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание граждан РФ в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Селезень на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД