МААМ-картинки

Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие

адина жубаева
Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие

Жубаева А. С

Воспитатель мини – центра

КГУ «Алчановская основная средняя школа

отдела образования Денисовского района»

Управления образования акимата

Костанайской области

Доклад

Как помочь ребенку преодолеть барьеры

в социальной области деятельности :

общение и взаимодействие.

Публикация «Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие» размещена в разделах

Я бы хотела начать свой доклад с притчи «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что это ложь. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В руках педагогов дошкольных образовательных учреждений возможность создать в мини- центре такую атмосферу, в которой дошколята будут чувствовать себя «как дома». Для этого очень важно общение с детьми, которое является сутью нашей профессии. Но нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

Для преодоления психологических барьеров в общении я использую такие психологические приё мы:

1. Приём «имя собственное».

2. Приём «зеркало отношений».

3. Приём «золотые слова»

4. Приём «терпеливый слушатель»

5. Приём «личная жизнь».

В процессе общения устанавливаю личностный контакт. Помня, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал). Одному ребёнку будет приятно моё тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес, а третьему, возможно, будет достаточно того, что я смотрю на него и устанавливаю визуальный контакт. Демонстрирую расположенность к ребенку. Она проявляется в том, как я улыбаюсь (открыто, непринуждённо или с ехидцей, с какой интонацией говорю (по-дружески, авторитарно и т. д., как экспрессивно окрашиваются мои движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.). Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаюсь с взглядом очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый. Дети очень чувствительны к взгляду. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние заставляет зрачки сужаться. Лицо воспитателя становится неприветливым, дети чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов: нежный, добрый, участливый, утешающий, сопереживающий, веселый, прощающий, довольный, взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный. Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице воспитателя теряется до 10—15% информации. Жесты открыто-сти: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположе-ния: руки, прикладываемые к груди (открытость, приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом. «Открытые» позы ( стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) восприни-маются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это детьми воспринимается бессознательно. Необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения. Установлено, что «закрытые» позы воспитателя воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Ребенок, "считывая" данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус. Чтобы это не происходило, необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговариваю с ребенком только на уровне его глаз. Устанавливая контакт с ребенком, учитываю какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели, которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений. Не забываю, что физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо, как и духовное общение.

Психологи считают, что для того, чтобы ребенок просто существовал, ему требуется четыре (4) объятия в день, двенадцать (12) – для нормального развития и семнадцать (17) для того, чтобы он был счастлив. А ведь есть дети, которым не хватает объятий даже просто для существования. Это – мы взрослые, не придаем должного значения этим физическим прикосновениям. Помимо этого, любому человеку, как и ребенку приятны поглаживания, легкие похлопывания, массаж. Не надо забывать, что все мы животные в хорошем смысле слова, и как любому другому представителю животного мира нам приятен физический контакт. Для успешного эмоционального благополучия ребенка, нужно помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой с моей стороны скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в самом себе. Поэтому малообщительных, неуверенных в себе детей ставлю в позицию успеха, хвалю за самые незначительные достижения. При организации образовательной деятельности малообщительным, стеснительным детям поручаю роли при драматизации, учу с ними стихи для выступления на праздниках. Так они могут проявить себя, побороть барьер стеснительности, неуверенности, почувствовать внимание к себе со стороны других детей.

Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно - досуговой деятельности, в мини-центре, многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество (коллективные творческие дела).

Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в мини- центре.

Только преодолевая психологические барьеры можно создать благоприятную обстановку для общения и взаимодействия детей и воспитателя.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие
Опубликовано: 3 марта 2021 в 11:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие» (включая файлы) размещена пользователем адина жубаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД