Папки-передвижки

Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР (1 фото)

Турсунова Анастасия Сергеевна
Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР

Слово - основная единица языка.

Исследования А. Р. Лурии, Н. Жинкина, Л. С, Выготского, А. А. Леонтьева и других ученых показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, оно актуализирует целый комплекс ассоциаций. Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется семантическим полем.

Ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле, как правило, оно формируется постепенно. Для детей с ОНР характерен ограниченный словарный запас, как в его количественных, так и в качественных характеристиках. Поэтому развитие лексико-грамматического строя речи является приоритетным направлением в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Дидактическое пособие „Попади в цель“ по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах

С этой целью было создано дидактическое пособие «Попади в цель», которое помогает научить детей моделированию сначала небольшого поля, связного с конкретной ситуацией, а затем постепенно учит его расширять.

Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР

Основу дидактического пособия составляют семь кругов – «полей». Дети среднего дошкольного возраста строят поля из четырех секторов, старшие дошкольники до семи. Сектора съемные, их количество изменяется в зависимости от возраста группы детей.

Центром поля является «ядерное» слово», в соответствии с лексической темой перспективного плана работы (Например слово "кошка". Лексическая тема: "Домашние животные"). Второй сектор предлагает детям подобрать к ядерному слову однокоренные слова - «слова-родственники» (кот, котенок, котята). Третий сектор актуализирует глагольный словарь, стимулирует детей отвечать на вопросы: «Что делает? Что делают?»(прыгает, ест, грызет, спит, сидит). Четвертый сектор побуждает детей, отвечая на вопрос «Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?» (белая, ласковая, большая, пушистая, злая).

В старшем дошкольном возрасте добавляется пятый сектор, он позволяет работать со словами-антонимами, шестой с синонимичными парами, или словами близкими по значению. Завершает поле седьмой сектор, позволяющий работать над переносным значением ядерного слова, если такое имеется, либо над пословицами, поговорками, устойчивыми выражениями, включающими данное слово («кошка гостей намывает»). Каждый сектор имеет определенный цвет, который является своеобразной подсказкой, ориентиром для детей в работе, подсказывая какие слова нужно подбирать на данном этапе.

Работая с этим полем, логопед может одновременно включать задания и упражнения направленные на формирование грамматических категорий, таких как образование множественного числа, уменьшительно-ласкательной формы, согласование числительных с существительными, согласование прилагательных с существительными, глаголов с существительными. Учить строить предложения с заданными словами, составлять рассказы-описания, объяснять пословицы. Таким образом, данное дидактическое пособие носит многофункциональный характер и эффективно в работе логопеда.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию речи «Повар»Дидактическое пособие по развитию речи «Повар» Авторское дидактическое пособие «Повар». Многолетний опыт работы с детьми логопатами показал, что образование относительных прилагательных.

Дидактическое пособие по развитию речи «Гномики-словечки»Дидактическое пособие по развитию речи «Гномики-словечки» В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира – речемыслительный. Развитие речемыслительной.

Дидактическое пособие по развитию речи «Сундучок-речевичок»Дидактическое пособие по развитию речи «Сундучок-речевичок» Дидактическое пособие по развитию речи «Сундучок-речевичок» Цель: Развитие связной речи детей посредством игры Задачи: 1. Формировать.

Дидактическое пособие по развитию речи «Звукобуковка»Дидактическое пособие по развитию речи «Звукобуковка» ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста,.

Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный кубик»Дидактическое пособие по развитию речи «Волшебный кубик» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Волшебный кубик», которое я использую при формировании лексико-грамматического.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Кукла «Это — я!» Дидактическое пособие по развитию речиКукла «Это — я!» Дидактическое пособие по развитию речи Пособий умных много есть, Их просто все не перечесть, Есть кукла в группе у меня, Под названием: «Это я!» В руки куклу я взяла, В ней себя.

Мастер-класс по изготовлению игры на скотче «Попади в цель»Мастер-класс по изготовлению игры на скотче «Попади в цель» Для изготовления игры нам понадобится обруч, любой по размеру, скотч, легкие разноцветные пластмассовые шарики. Шарики у нас находятся в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР
Опубликовано: 15 октября 2023 в 10:53
+221Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие «Попади в цель» по развитию речи с использованием технологии семантических полей в работе с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Турсунова Анастасия Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД