Получи документы

Дидактические материалы З. Дьенеша. Логические блоки Дьенеша

Топильская Светлана
Дидактические материалы З. Дьенеша. Логические блоки Дьенеша

Дидактические материалы З. Дьенеша

Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша – что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием?

Публикация «Дидактические материалы З, Дьенеша, Логические блоки Дьенеша» размещена в разделах

«Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку.

Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

З. Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями.

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим детям?

Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Основная цель и задача игр с блоками Дьенеша - помочь детям научиться выполнять логические операции – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной, развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделировния, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика Дьенеша именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

Набор состоит из 48 логических блоков разных :

• цветов (красные, желтые синие)

• форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)

• размеров (большие и маленькие)

• толщины (толстые и тонкие)

В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств (не - круглый)

С чего же начать?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

• сначала учим детей выявлять свойства

• затем сравнивать предметы по найденным свойствам

• переходим к классификации, обобщению

• осваиваем логические операции и язык символов.

Варианты занятий и игр с блоками Дьенеша.

Самые простые, первые варианты подходят для самых маленьких, последние – для детей старше. Не обязательно привязываться к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу, или снова и снова играть в более легкие и простые игры, пока вы СОВМЕСТНО не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку.

Знакомство со свойствами.

1. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

«Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д.

2. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».

Более сложный вариант этой игры - показываем блоки и предлагаем найти «такие же, как этот, блоки» по уже двум свойствам (размер – цвет) То есть найди такие же, как этот, блоки – все синие и квадратные.

Еще одна «ступенька вверх» - усложнение критериев поиска. Просим найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися. То есть, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера.

3. «Кто лишний» Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему?

Сравнение по свойствам

1. Если вообразить, что блоки – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки, а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Можно взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?

Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».

2. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого всеми 4-мя свойствами.

3. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные».

4. «Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, вы) берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок (ребенок) должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»

Классификация, логические операции

1. Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства (например, круга).

Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.

2. Следующее задание. Работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а все треугольные, например – вне его.

3. Следующее. Рисуем (выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков - например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все СИНИЕ КВАДРАТНЫЕ - в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить – все не-синие и неквадратные блоки (какие – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам.

4. «Чертеж». Для этой игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем - желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Ребенок должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям).

Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники».

А, если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самого разного возраста.

Логические блоки Дьенеша – это уникальное пособие для обучения детей основам математики и логики в занимательной форме. Автор методики – венгерский ученый Золтан Дьенеш, теоретик и практик так называемой «новой математики». Ее правила гласят, что никакие учебники со скучными примерами и задачами так хорошо не научат ребенка считать, как это сделает игра!

Что входит в набор

48 объемных геометрических фигур, которые различаются по 4 признакам:

• цвет (красный, синий, желтый)

• форма (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)

• размер (большие и маленькие)

• толщина (толстые и тонкие)

Таким образом, каждая фигура характеризуется своими индивидуальными свойствами, и в наборе нет даже двух одинаковых фигур.

Основная цель использования логических блоков

Она состоит в том, чтобы научить дошкольников (детей от 3 до 7 лет) решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет ребенку развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны: вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.

Игры с блоками Дьенеша

Начинать играть с ребенком можно уже в младшем дошкольном возрасте. В 2-3 года подойдут простые игры и упражнения на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине, цель которой – освоение свойств, слов «такой же», «не такой». Например, предложите ребенку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Или пойдите от противного: предложите выбрать НЕ такую, как эти. Можно попросить ребенка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, размера или цвета.

Во время занятий вам, как всегда, поможет сказка и любимые детские игрушки. Возьмите мишку, куклу, зайца и попросите малыша распределить между ними пирожные, чтобы у мишки были все красные, у зайца – все большие, а у куклы – все тонкие. Свойства можно каждый раз менять. Обращайте внимание ребенка, что некоторые фигуры подойдут не одному, а сразу нескольким «гостям».

С помощью блоков Дьенеша можно также развивать конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушке - зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и т. д.

Постепенно задания можно усложнять. Попробуйте вместе с ребенком построить цепочку, чтобы две соседние фигуры различались по каким-либо заранее заданным качествам, например, были другого размера или формы, одинаковые по форме, но разные по цвету (толщине) и так далее. Ребенок постепенно научится оперировать не только имеющимися свойствами, но и их отсутствием (не-красный, не-круглый, а потом и несколькими свойствами сразу, вплотную подойдя к понятию множества.

Последнее ребенку поможет освоить игра с обручами. Положите на пол обруч и попросите малыша положить туда, например, все красные фигуры, оставив снаружи все остальные: «Какие блоки внутри? – Красные. – А снаружи? – Некрасные». Когда ребенок с легкостью будет справляться с любой разновидностью подобного задания, положите на пол два пересекающихся обруча и попросите перенести внутрь одного все круглые блоки, а внутрь другого - все красные. На первом этапе появится затруднение, куда положить круглые красные блоки. Их место – в пересекающейся зоне обоих обручей.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические материалы З. Дьенеша. Логические блоки Дьенеша
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 15:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические материалы З. Дьенеша. Логические блоки Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Топильская Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД