Лучший педагог года

Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни

Каткова Ольга
Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни

Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни.

Формирование здорового образа жизни у дошкольника входит в комплексную программу обучения в дошкольном учреждении. Как уже отмечалось выше, в процессе обучения детей важное место отводится игре. А это значит, что прививание навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня и других элементов здорового образа жизни, можно успешно осуществлять посредством дидактической игры.

Публикация «Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни» размещена в разделах

Дидактические игры – одно из эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игра является основным видом деятельности детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра преследует за собой две цели: первая - обучающая, которую преследует взрослый, а вторая – игровая, ради которой действует ребенок. Крайне важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания - главное условием достижения игровой цели.

Так как дидактическая игра играет огромную роль в развитии детей, а также является средством обучения, то она может быть использована в разных ситуациях: и при усвоении любого программного материала, при этом проводится на занятиях и вне их, и может быть одним из элементов активности на прогулке, а может и вообще представлять собой особый вид деятельности.

В теории и практике дошкольного воспитания дидактические игры подразделяются на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но, к сожалению, они не решали все тех важных задач, которые встают перед ДОУ в рамках всестороннего развития детей.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем, который считал, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры, которая легла в основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.

Автором другой всемирно известной системы дидактических игр является М. Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, что составляет основу развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры. Сорокина, Бондаренко А. К, Гуменюк Е. И считают, что в дидактической игре формируются и закладываются знания, он снова эмоционально переживает явления и жизненные ситуации, с которыми сталкивался в жизни все детского сада, в обычной жизни. Игра воздействует на окружающий мир ребенка.

Ученые отмечают важную роль дидактической игры в развитии и воспитании детей. В ее процессе, при правильной организации, они учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Для ребенка умственная задача на уровне его восприятия переходит в практическую, игровую, благодаря этому повышается его умственная активность.

Такое понимание дидактической игры позволяет нам выделить самые значимые ее компоненты:

Первым компонентом является деятельность, которая считается важнейшей формой проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Второй компонент – это условность. Она понимается как признак отражения действительности, который указывает на нетождественность образа и его объекта.

Дидактическая игра всегда опирается на имеющиеся у детей знания, зачастую дети могут использовать знания и представления, которые сформировались у них на занятиях по разным предметам, разным разделам программы. Дидактические игры могут содержать и несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

В играх с предметами используются различные игрушки и реальные предметы. Используя их в игре, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В игре также могут быть использованы предметы с мало заметной разницей. В таких играх старшие дошкольники выполняют задания, которые требуют от них сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета и пр. В играх с природным материалом в сознании детей закрепляются знания об окружающей природе, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др.).

Настольно-печатные игры бывают так же различных видов, такие как парные картинки, различные виды лото, домино и др. Используя их в обучении детей, педагог решает различные развивающие задачи, при этом от детей требуются умения обобщения, установления связи между предметами.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. Такие игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся с учетом имеющихся представлений о предметах, углубляют знания о них. Это происходит потому, что словесные игры используют приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Старшие дошкольники решают такие мыслительные задачи:

• описание предметов с выделением их характерных признаков;

• отгадывние предмета по описанию;

• нахождение сходств и различий предметов;

• группировка предметов по различным свойствам, признакам;

• нахождение алгоритма в суждениях и пр.

У каждой дидактической игры есть определенная структура, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Она включает в себя дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия.

Главным элементом дидактической игры является дидактическая задача, тесно связанная с программой занятий, а все остальные элементы дидактической игры подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому можно говорить о том, что от этого будет зависеть, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего, воспитатель должен понятно объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с предметами, которые будут использоваться в игре, рассказать о правилах игры. В старших группах, по сравнению с младшими, воспитатель максимально ограничивает свое участие в игре и действует лишь в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог отмечает все ее положительные моменты, а также отмечает достижения каждого участника, делая акцент именно на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания, определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, помогают развивать у детей способности к ограничению своих действий, так дети могут просто не контролировать свое поведение, если сильно увлекутся игрой, особенно это важно в младшем дошкольном возрасте. Другими словами, правила игры воспитывают у детей умение сдерживать, управлять своим поведением. Чем правила проще и понятнее детям, тем более лучше у них проявляется желание играть в такие игры.

В коллективных играх благодаря правилам определяются взаимоотношения участников игры: можно выбирать и менять водящих, справедливо определять те, кто выиграл, а кто проиграл. Со временем, когда у детей наберется достаточный игровой опыт, то им уже можно вводить новые правила в игру или изменять прежние. Конечно же, делается это только с общего согласия.

Серьезное внимание воспитателем уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным должно быть использование в развитии и обучении старших дошкольников различных проблемных ситуаций, которые им нужно решать, проведение элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительных стеклами и др., различных развивающих игр, головоломок, должны создаваться игрушки-самоделки и пр. Воспитатель своим примером должен показывать детям, что необходимо самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Это можно делать, например, обращая внимание на новые, необычные черты объекта; строя догадки; обращаясь к детям за помощью и т. д.

Обучающая задача, игровые действия и правила тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Как в ходе игры, так и при подготовке к ней эффективным считается наглядного материала, так как это способствует восприятию необходимой программной информации.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях, а также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Также в результате игры дети максимально удовлетворены процессом игры, в которой реализовались все их потребности в познании окружающего мира и активного общения с людьми.

В науке до сих пор не определено, чем же является дидактическая игра : средством, формой, методом или видом деятельности. Главное - то, какие возможности открываются в ней в процессе воспитания и развития детей, чем она богата для познания, какие перспективы открываются в развитии игровых технологий.

Именно поэтому, большое внимание уделяется дидактической игре, ведь она способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, формируют необходимые знания о здоровом образе жизни, осмысленное ценностное отношение ребенка к здоровью. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Таким образом, мы сделали вывод о том, что дидактические игры являются одни из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как дидактическая игра играет огромную роль в развитии детей, а также является средством обучения, то она может быть использована в разных ситуациях: и при усвоении любого программного материала, при этом проводится на занятиях и вне их, и может быть одним из элементов активности на прогулке, а может и вообще представлять собой особый вид деятельности. Выделяют и такие виды дидактических игр как игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу; содержание; правила; игровые действия. Правильно организованная игра, в которой присутствует дидактическая задача и другие элементы дидактической игры, сделает своё дело в процессе обучения дошкольников. Дидактическая игра может выступать средством привития навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, т. е. формирование представлений и ЗОЖ успешно можно осуществлять посредством дидактической игры.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 3Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 3 Фотоотчет "Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года". Часть 3 Уважаемые коллеги,.

Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2Фотоотчет «Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года». Часть 2 Фотоотчет "Детское коллективное творчество с целью формирования экологических знаний за период 2017 года". Часть 2 Здравствуйте, дорогие.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок»Познавательная беседа с детьми шестого года жизни «Народные промыслы Оренбуржья. Оренбургский пуховый платок» Цель беседы:Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к различным видам труда,к.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 23:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Каткова Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД