Лучший педагог года

Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников

Галина Некрасова
Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников

Моделирование отечественного образования предполагает, что обновление содержания образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманизация, определяющая сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований. В педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает ни что иное, как диалогизацию учебно – воспитательного процесса, содержательной основой которого

становится в том числе и познавательная активность детей.

Публикация «Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников» размещена в разделах

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме познавательного интереса дошкольников, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умствееной деятельности (Л. И. Божович, П. И. Груздев, М. А. Даничов и др.); как синтетическое образование, включающее в себя эмоциональные, волевые факторы (А. Г. Архипов, М. Б. Беляев, А. Г. Волостникова, Л. А. Гордон и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В. Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Н. К. Постникова, Г. И. Щукина и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б. Г. Ананьев, Г. К. Гумницкий, Г. С. Костюк и др.) и т. д.

Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью, т. е. интерес предстает как синтез сложных процессов. Конкретизируя и одновременно углубляя проблему, ученые анализируют уровни и проявления становления интереса (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Н. Н. Костюков, А. К. Маркова и др.); условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательных интересов (А. К. Абдуллаев, А. Д. Алферов, Ю. К. Бабанский и др.).

Под познавательной активностью детей следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации,самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка. Познавательный интерес проявляется не только в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности ребенка, настойчивости, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся ребенок активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его. Такое познание захватывает ребенка, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Исследовательская активность ребенка развивается, совершентствуется, усложняется на протяжении всей жизни, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая ребенка к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.

При подготовке детей к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников, составляют «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное

отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.

Публикации по теме:

Основные проблемы и перспективы развития дошкольного образования в РФ В современном обществе отводится все большая роль дошкольному образованию, которое не уступает с точки зрения емкости последующим ступеням.

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 15:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Некрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД