Лучший педагог года

Советы педагога-психолога «Демонстративность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Татьяна Кисарова
Советы педагога-психолога «Демонстративность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Демонстративный ребенок, какой он? Очень часто воспитатели младших, средних, а иногда и старших групп приходят к педагогу-психологу с жалобами на то, что ребенок "плохо себя ведет".

При подробном рассмотрении проблемы выясняется, что "плохое поведение" часто включает в себя истерики, скандалы на ровном месте, кривлянье, перебивание других детей на занятиях, выкрики с места, симуляцию плохого самочувствия. Часто одновременно с такими же жалобами обращаются родители данного ребенка, но бывают и исключения (ребенок в детском коллективе ведет себя хорошо, а дома превращается в маленького деспота или наоборот).

Публикация «Советы педагога-психолога „Демонстративность у детей младшего и среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Что же можно предположить, исходя из детального анализа поведения ребенка и рассказов о его поведении родителей и педагогов.

Можно выдвинуть предположение о демонстративном поведении ребенка.

На демонстративность в поведении дошкольника указывают следующие признаки:

1. Истерики по любому малозначительному, порой несуществующему поводу;

2. Намеренное, демонстративное нарушение правил, которые до этого соблюдались;

3. Кривляние, передразнивание, провоцирование и детей и взрослых;

4. Ребенок дерзит взрослым, употребляет нарочито грубые слова;

5. Нарушение дисциплины на занятиях в детском саду;

6. Драки, обзывание сверстников;

7. Истязание домашних животных, агрессия на показ родителям;

8. Симуляции болезненных состояний или плохого самочувствия;

9. Негативная реакция на успехи и похвалу других детей;

10. Гиперзависимость от оценки взрослого (как бы парадоксально это ни звучало демонстративному ребенку неважно, какой будет эта оценка - со знаком "+" или со знаком "-");

Давайте подробнее остановимся на причинах демонстративного поведения детей дошкольного возраста.

Сразу нужно оговориться, что иногда демонстративность является особой чертой характера ребенка, но в основном на эту поведенческую особенность влияют некоторые факторы:

1) демонстративным поведением часто обладают дети с так называемым сильным темпераментом, дети-лидеры;

2) на проявление демонстративности напрямую влияет количество детей в семье. Причем, демонстративное поведение в равной мере может проявляться как у единственного ребенка в семье, так как на него направлено все внимание родителей, бабушек и дедушек, что вырабатывает привычку - "быть звездой", так и у детей в многодетных семьях, поскольку им очень часто достается внимание родителей в усеченном виде, поделенном на 3, 4, 5 и больше частей (в зависимости от того, сколько детей в этой семье).

3) следующим фактором, влияющим на проявление излишней демонстративности - это самооценка! Здесь тоже проявляется дуальность. С одной стороны, дети, обладающие завышенной самооценкой, убеждены, что должны всегда находиться в центре всех событий, и это заставляет их вести себя демонстративно. И обратный эффект - дети с низкой самооценкой напрямую пользуются демонстративностью, чтобы получить высокую оценку или похвалу от взрослых и сверстников.

4) недостаточные таланты и способности ребенка. Неспособность выразиться через таланты и умения влечет за собой желание выделиться любой ценой;

5) эмоционально-холодные, чрезмерно строгие или сильно занятые родители. В этом случае ребенок будет стараться привлечь внимание к своей персоне, получить чуточку тепла и внимания опять-таки своими демонстративными поступками. В этот же пункт добавим переживаемый ребенком стресс на фоне неблагоприятных, семейных обстоятельств (переезд, развод родителей, болезнь или потерю членов семьи);

6) [b]взаимоотношения со сверстниками[/b] - в группе риска по демонстративному поведению всегда находятся "изгои" и "звезды", по понятным причинам, первые используют демонстративные поступки, чтобы отвоевать для себя место в детском коллективе, вторые - чтобы упрочить свой авторитет;

7) возраст - необходимо помнить, что демонстративность с высокой вероятностью присуща детям в возрасте 4-5 лет и подросткам (10-17 лет).

Рассмотрим некоторые случаи проявления демонстративности из педагогической практики:

Пример 1. Саша - девочка 4,5 года участились истерики из-за пустяков, начала кричать на маму, демонстративно мучает домашнего кота, к которому раньше относилась с большой трепетностью. Во время консультации выяснилось, что налицо демонстративное привлечение внимания, причинами которого стал: развод родителей, переезд ребенка с мамой в другой город, частые разлуки с матерью в следствии ее трудоустройства и постоянной занятости - до этого мама сидела с девочкой дома.

Пример 2. Аня - 7 лет (подготовительная к школе группа) участились случаи симуляции болезни в детском саду и ничем непровоцируемых истерик. После разговора с мамой стало понятно, что этими поступками Аня вынуждает маму забирать ее из детского сада и по дороге домой заходить в любимое кафе. Так как в семье воспитывается 4 ребенка, двое из которых младше Ани, девочка таким образом восполняет нехватку маминого внимания дома.

Как помочь родителям и детям в сложившихся ситуациях?

Главная сложность состоит в том, что родители не всегда знают о самом понятии "демонстративность", либо не связывают негативное поведение ребенка с этим процессом. Они видят уже последствие, но не находят причину вспышек агрессии, симуляции, лживости или кривляния. Родители считают это недостатком воспитания и в основном реагируют усилением строгости, порой абсолютно ненужной. Им кажется, что, завинтив покрепче гайки, они быстро устранят все негативные поведенческие особенности, а сталкиваются как раз с обратным. Ведь причина не устранена, а излишнее давление оказано, по законам физики ребенок начинает реагировать на него противодействием - получается замкнутый круг.

Если вы замечаете, что ребенок стал негативно себя вести, грубить, злиться, проявлять агрессию, стал кривлякой или начал бить животных, придумывать себе несуществующие болезни, не спешите начинать "воспитывать" свое чадо. Остановитесь и проанализируйте: все ли потребности ребенка закрыты? Есть ли конфликты между ребенком и его сверстниками? Находится ли в норме его самооценка? То есть задача родителя понять, чего добивается ребенок своим плохим поведением. Может быть своими поступками он мучительно добивается вашего внимания и тепла или не может разглядеть своего места в детском коллективе, а может, таким образом помогает себе пережить один из многочисленных возрастных кризисов. В любом из этих случаев ваша обязанность помочь поддержать маленького человечка своим правильным и мудрым поведением.

Советы педагога-психолога:

- если вам кажется, что ребенку не хватает тепла - постарайтесь уделять ему побольше времени, непосредственно вашему общению один на один. Заведите традицию или какой-нибудь ритуал, который обязательно будет соблюдаться вами обоими;

- если проблема во взаимоотношениях со сверстниками, обязательно побеседуйте с воспитателем, расскажите о своих переживаниях, приветствуйте инициативу неформального общения ребенка с одногруппниками, например во время прогулок во дворе;

- если же причина в низкой самооценке или в личностной склонности ребенка к демонстративности - предоставьте ему возможность заняться каким-нибудь делом, в котором у него получиться добиться высоких результатов.

- если вы не понимаете причин негативного поведения своего ребенка, не стесняйтесь обратиться за психологической помощью!

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Фотоотчет о развивающем занятии педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Пятый день Недели психологии. Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Советы педагога-психолога «Демонстративность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 16:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Советы педагога-психолога «Демонстративность у детей младшего и среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кисарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД