МААМ-картинки

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской» (4 фото)

Ларина Татьяна
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской»

Занятие по познавательному развитию в средней группе 2020 г.

Детский сад № 100 ОАО «РЖД» Воронеж.

БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!

Цели: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - былинных героях : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Показать их ум. преданность Отечеству. непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами. Уточнить знания детей о доспехах и разных видах оружия эпохи Древней Руси.

Публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах

Расширять представление детей о быллином эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Используя разные средства выразительной речи, передавать напевность, колорит, своеобразный слог русских былин при инсценировании отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1) Развивать ловкость, координацию движений в русских народных подвижных играх, поощрять дух соперничества.

2) Закреплять основные движения русского хоровода.

3) Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря: Древняя Русь, русичи, былина, богатырь, сказитель, калики перехожие, нараспев, доспехи, кольчуга, шлем, щит, меч, копье, колчан со стрелами, палица, лук, обереги, латы.

Материалы: «Русская изба» с внутренним убранством, тематические слайды для показа на интерактивной доске, книжная выставка, доспехи: кольчуги, шлемы, оружие: копье, лук со стрелами, щит, меч, палица, раздаточный материал для детского творчества «Собери богатыря в дорогу», обереги -дубовые листочки.

Предварительная работа: Рассматривание картины М. В. Васнецова «Три богатыря», панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение былин о русских богатырях, просматривание мультипликационных фильмов.

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Привлечение родителей к сбору иллюстративного раздаточного материала, к изготовлению костюмов русских богатырей.

Ой, вы, добры молодцы, да красны девицы! Собрались мы с вами на беседу добрую да складную, чтобы был у нас мир, лад да согласие. Поведем мы рассказ сегодня про седую старину, про дела бывалые, подвиги удалые. Чтоб красны девицы послушали, чтоб добры молодцы призадумались.

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской»

А поможет нам волшебное яблочко.

Ты катись, катись яблочко

По серебряну блюдечку,

Укажи нам дорогу

Во славну Древнюю Русь.

(На проекторе появляется картина Руси)

Дети: Широко ты Русь,

По лицу земли,

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой

Громких подвигов?

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью!

Встать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

- Кто же отстаивал честь Руси-матушки? /Русские герои-богатыри/

- А как вы думаете какой он, богатырь русский?

Силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей!

- Как мы с вами узнали о русских богатырях и их подвигах? / Из книг, стихотворений, из мультиков, из былин/.

- Что такое былина? /Это то, что было, сказка и быль одновременно/

- А кто слагал былины о богатырях? / Русский народ. /

- А ещё слагали былины сказители

- Как они ее рассказывали? /Они ходили из села в село и рассказывали нараспев о делах и победах богатырей; о том как они одолевали злых врагов; как защищали землю русскую; какие они были храбрые и мужественные; как проявляли смекалку, доброту/.

- И как говорил сказитель? / Сказитель говорил:

«Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!»/

Вот так слагалась былина. И почти в каждой из них упоминается?

Дети: Русь-матушка, русичи, стольный Киев-град, князь Владимир-ясно-солнышко, добры молодцы да красны девицы.

- А уж хоровод заведут - глаз не отведешь! Совсем как наши девочки.

Хоровод «На горе-то калина.»

- Да, ребята, и была Русь.

Дети / Необъятная, великая, чудная, красивая, богатая/.

-Поэтому и нападали на Русь-матушку враги и недруги. Кто, как не русские богатыри, защищали Родину?

Посмотрите на эту картину. Вы узнали ее?

/ «Три богатыря» В. М. Васнецова/

- Земля чуть видимо курица,

Восходит первая заря…

Остановились на границе

Три всадника – богатыря.

- Назовите богатырей

Дети / Слева Добрыня Никитич. Он был очень смелый и умный, знатного происхождения, из рода князей. /

А справа Алеша Попович. Он самый молодой из богатырей, сын священника/.

- Какими качествами он обладал? /хитростью, смекалкой/.

- На Руси богатыри всегда любили помериться силушкой богатырской.

- Русская народная игра «Борьба на руках»

- Ну-ка, силушку измерим

Богатырских ваших рук,

Вашу выдержку проверим,

Быстро выходи на круг.

Фото «Богатыри земли Русской»

Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»

Чтоб в петушином бою победить,

Смелым, ловким надо быть

На скамеечку вставайте,

Бой подушками начинайте.

Сядем рядком, да продолжим ладком.

- А кто же в центре, картины?

/ Илья Муромец! Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь. Он очень спокойный и внимательный, уверенный в своих силах. /

- Как о нем можно сказать? / «богатырь богатырей»/

- А всегда ли он был таким? Давайте вспомним.

Занятие по познавательному развитию в средней группе - фото

Инсценировка.

В городе Муроме жила семья и был у них сын Илюшенька, который не мог ходить и лежал он на печи 30 лет и 3 года. Однажды к нему постучались калики перехожие.

- Впусти нас, Илья, дай водицы испить.

- Рад бы я вас впустить божьи люди, да не владею ни руками, ни ногами.

Вот уже 33 года сиднем сижу, даром хлеб жую.

Вошли странники в избу, осмотрелись, помолились.

Старший из них и говорит Илье:

- Ну Илья, вставай, принеси нам водицы колодезной.

Дернул Илья ногой - нога зашевелилась, повел рукой - и рука ожила.

Вскочил он, точно пробудился и пошел за водой. Напоил гостей. А они и говорят:

- «Испей-ка Илья, после нас».

Выпил Илья и почувствовал в себе силушку богатырскую :

- «Буду верой и правдой служить Руси - матушке, Защищать от всякого недруга Землю русскую

И отправился он совершать подвиги ратные.

- И с тех пор силу богатырскую воспевали в своих произведениях и поэты:

Богатырь - он вот каков :

Он силен и здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал,

Русь - матушку защищал!

и музыканты.

Танец «Богатырская наша сила / А. Пахмутовой/

- Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят :

Дети: Не родом богатырь славен, а подвигом.

Храбрый побеждает, трус погибает.

Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.

Лучше того дела нет, чем Родину защищать от врагов.

Богатырская рука один раз бьет.

Богатырское братство милее богатства.

Мое богатство – сила богатырская,

Мое дело – Родине служить, от врагов защищать.

- Молодцы! Продолжим.

-А как одеты богатыри?

/ На тело надета кольчуга. - Что это? /железная рубашка/.

- Зачем она нужна богатырям? / Она защищала от ударов копья, стрел, меча. Кольчуга весила 7 кг/.

- А что надето на голову богатырей? / Шлем. Он оберегал голову богатыря от ударов/.

- Что еще есть у богатырей? / Латы, щит/.

- Как, одним словом назовем одежду воинов? /Доспехи/.

- А какое оружие у богатырей / Копье, лук, колчан со стрелами, палица, меч - булава/.

-Да, ребята, меч был истинно - русским, главным оружием богатырей.

Его передавали по наследству, на нем давали клятву.

- Ну, а сейчас, когда вы так много узнали, давайте «Соберем богатыря в дорогу»

(дидактическая игра).

- Почему вы выбрали коня, а не машину? / Потому что конь для богатыря был главным другом/.

- А знаете, на Руси был обычай «Посажение на коня».

В 3 года мальчика сажали на коня, и он должен был удержаться в седле, а с 4-х лет его обучали воинскому делу. Учили стрелять из лука, сражаться мечом, защищаться щитом.

- Какое это было оружие? /легкое, липовое/.

А в 7 лет давали тяжелое оружие / деревянное, из дуба/

- И только в 14 лет им давали настоящее оружие.

Русская народная подвижная игра «Посажение на коня».

Так уж издавна повелось на Руси: любят наши мальчишки играть и скакать на лошадках.

Эстафетная игра «Конь всех вас в дорогу ждет»,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Цок-цок-цок,

Я – лошадка, серый бок.

Я копытцами стучу,

Кого хочешь прокачу.

-Уходя в поход, богатыри просили благословление у родителей. А что еще они делали?

/ Они подходили к дубу, обнимали его, просили силушки, брали с собой листочек и горсть земли родной/.

- А как вы думаете, почему именно к дубу?

/ Потому что дуб - самое могучее русское дерево. Его чтили на Руси за могучесть. Он давал людям силу. Ему поклонялись и любили. /

- А сейчас давайте проведем обряд - поклонение «Дубок».

У нас рос дубок. Вот таков! / сидя на корточках, дети медленно

поднимаются, тянут руки вверх/.

Корень да его вот так глубок! / Наклоняются вниз, показывая корень/.

Листья да его вот так широки, / развести руки в стороны/.

Ветки да его вот так высоки! /руки вверх/

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч / медленно поднимают сцепленные руки вверх/

На ветру ты, дубок, так скрипуч, / покачивают руками/

Дай мне силы, отваги, добра, / правая рука на сердце/

Чтобы землю родную защищать от врага, / развести руки в стороны и

скрепить их/

- Наше путешествие по Древней Руси подходит к концу. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим предкам и поклянемся на мече всегда следовать ему:

- Защищать свою Родину, беречь ее!

- Защищать слабых, бедных, стариков и детей!

- Быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными!

- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину!

- КЛЯНЕМСЯ!

Фото №1 Занятие по познавательному развитию в

Вручение детям оберегов – дубовых листочков.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Богатыри — защитники земли Русской» «Богатыри - защитники земли Русской». Сценарий праздника. Цель: Формировать представление о богатыре как героическом русском воине. Задачи:.

Фотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группеФотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группе Цели и задачи: • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской;.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской»Конспект ОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Основная образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие". Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие",.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAMКонспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAM Тема «Богатыри земли Русской»Цель: - Формировать представление о героических защитниках русской земли. Задачи: - Продолжить знакомство с.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской»
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 17:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по познавательному развитию в средней группе «Богатыри земли Русской»» (включая файлы) размещена пользователем Ларина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД