Папки-передвижки

Бодрящая гимнастика после сна на основе хатха-йоги

Ольга Ветчининова
Бодрящая гимнастика после сна на основе хатха-йоги

Проведения гимнастики после сна на основе Хатха-Йоги.

Для занятий необходимо чистое, проветренное помещение. Одежда для занятий должна быть легкой, не стеснять движения, хорошо пропускать воздух. Лучше использовать одежду из натуральных волокон.

Публикация «Бодрящая гимнастика после сна на основе хатха-йоги» размещена в разделах

Начинается гимнастика с выполнения перекатов в группировке, при этом происходит массаж позвоночника и паравертебральных областей. Затем проводится самомассаж кистей, головы, стоп в положении сидя, выполнение упражнений из исходного положения «стоя на четвереньках» и «стоя». Последовательность исходных положений повторяет становление поз и движений в онтогенезе. Это благоприятно сказывается на здоровье ребенка, поскольку позволяет устранить небольшие дефекты формирования двигательных стереотипов. Если они имели место в процессе онтогенеза.

Для повышения интереса у детей дошкольного возраста занятия удобно проводить в форме спокойной сказки, которую рассказывает воспитатель. Каждое упражнение целесообразно разучивать отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать спокойную доброжелательную обстановку.

Продолжительность занятий постепенно увеличивают от 5-7 минут до 20 минут. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Проводя в детском саду ежегодные медицинские осмотры и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивается год от года). Мы начали искать пути решения проблемы, и работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к хатха-йоге.

Хатха-йога – это сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста с 4 лет. Важное отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основной акцент уделяется статическому поддержанию асанов (поз). Выполнение асанов требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Занятие хатха-йогой для детей дошкольного возраста – это ранняя профилактика сколиоза, астмы, плоскостопия, а также простудных заболеваний.

Дети становятся более спокойными, добрыми, также у них появляется уверенность в своих силах и возможностях. Упражнения из йоги требуют особую сосредоточенность, это помогает детям развивать внимание и усидчивость, организованность и воображение. У дошкольников улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы и связки, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в Хатха-йоге естественны, физиологичны, то есть они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представлять тот или иной асан и тем самым пробуждают фантазию и воображение. Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики с элементами Хахта-йоги: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Также научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и прислушиваться к своему телу.

Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, использовать все упражнения из этой системы почти невозможно, но часть ее вполне доступна для этой возрастной категории. Опыт и практика работы с дошкольниками показывает, что они с удовольствием выполняют статические асаны Хатха-йоги и упражнения на релаксацию.

Гимнастика Хахта-йоги относительно молодое направление в дошкольных учреждениях, в связи с этим были разработаны комплексы с асанами, которые используются на занятиях по физической культуре. В них включены в основном асаны, которые при выполнении копируют животных, природу и предметы. Так как в возрасте 4 лет дети очень подвижны, а гимнастика требует сосредоточенности и статичности. Перевоплощения в животных помогают детям быстрее включиться в работу и заинтересоваться.

Итак, вначале асан называется и показывается детям воспитателем, рассматриваются схемы его выполнения и даётся словесная инструкция. Затем дошкольники учатся правильно и последовательно выполнять асан, сосредотачиваться на ощущениях, которые происходят в теле. На последующих занятиях дети выполняют асаны самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию. Один раз в месяц проводится обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых асанов объединённых одним сюжетом, например сказка «Курочка Ряба». Знакомая история, сопровождающая выполнением упражнений, очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.

Выученные асаны можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры. Занятия с элементами Хахта-йоги строятся в четкой последовательности : разминка, асаны, расслабление.

1. Разминка состоит из гимнастики для суставов, растяжки и массажа. Далее необходимо выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза Хатха-йоги – основа оздоровления позвоночника и всего организма.

2. Сосредоточить детей на правильном, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу, следует использовать метод показа, демонстрируя, как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Необходимо научить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание уделяется на соединение дыхания и движения, придерживаясь, правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия обязательно контролировать правильность дыхания детей. Принимать асан следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация асана длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе 15-20 секунд. Интересно, что слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно.

3. Отдых после выхода из асана - 4-5 секунд, что равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку.

Использовать позы Хатхи-Йоги можно не только на занятиях, но и в бодрящей гимнастике после сна и на утренней гимнастике.

Таким образом, использование гимнастики с элементами Хатха-йоги в условиях дополнительного образования в ДОУ очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме.

Список использованных источников

1. Белов В. И. Йога для всех М. «КСП» 1997.

2. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.

3. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.

4. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

5. «Рашосорока Хатха – йога» Научно-издательский центр «Альфа» Санкт-Петербург 1991.

6. Палатник М. «Простая йога для детей» Издательство Вадим Левин. Москва 2006

7. Ильинская О., Казак О. «Детская йога» – М. : Эксмо, 2011. – 208 с.

8. Бокатов А. И., Сергеев С. А. «Детская йога»

9. Иванова Т. А. «Йога для детей», 2015г

Выступление перед коллегами.

Ход

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Арабская пословица утверждает : «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».

Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.

Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т. е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.

Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т. е. дословный перевод понятия хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога - самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.

Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.

Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Большинство асан (поз) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т. д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.

Упражнения хатхи-йоги :

• Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;

• Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;

• Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;

• Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки

Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.

Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т. е. повторяем несколько раз, затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках, дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.

Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги :

• Одежда должна быть легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;

• Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;

• Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.

• Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.

А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.

- Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.

Поза «Мостик»

И. п. - лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.

Т. в. - Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища. Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.

Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позвоночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице.

Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…

Поза «Змея»

И. п. - лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди.

Т. в. - на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.

Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улучшает осанку. Кроме того, она повышает умственную работоспособность, позволяет избавиться от головной боли.

Вы очень напугались и растерялись, но вдруг появляется охотник с собакой.

Поза «Собака»

И. п. – стоя на четвереньках.

Т. в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.

Поза «Лук»

И. п. - лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.

Т. в. - спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.

Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.

Поза «Бабочка»

И. п. – сидя, ноги прямые.

Т. в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.

Любуясь красотой бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…

«Дыхание жужжащей пчелы»

Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:

1. Издайте долгий высокий жужжащий звук.

2. Издайте долгий низкий жужжащий звук.

3. Издайте долгий громкий жужжащий звук.

4. Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.

5. Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…

«Учимся правильно дышать».

С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т. к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.

Я заканчиваю сегодня нашу с вами встречу и хочу быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание!

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Массажная дорожка». Бодрящая гимнастика после сна в первой младшей группе«Массажная дорожка». Бодрящая гимнастика после сна в первой младшей группе Массажная дорожка. Здравствуйте. Предлагаю вам свой вариант изготовления массажной дорожки и небольшой конспект бодрящей гимнастики.

Бодрящая гимнастика после сна в старшей группеБодрящая гимнастика после сна в старшей группе Бодрящая гимнастика после сна в старшей группе Чтобы помочь малышу в послеобеденное время восстановить силы для новых свершений, стараемся.

Бодрящая гимнастика «Времена года» Бодрящая гимнастика «Времена года» для детей старшей возрастной группы (с элементами корригирующей гимнастики) Цель: Прививать детям интерес.

Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна»Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна» Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович [/i] Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка.

Гимнастика после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.

Гимнастика после дневного сна в старшей группе Задачи: Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Продолжать учить детей приемам.

Гимнастика после снаГимнастика после сна Что же мы знаем о пробуждении, после дневного сна. Это актуально для детей дошкольного возраста, но однако и взрослые тоже не пренебрегают.

Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском садуГимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна.Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бодрящая гимнастика после сна на основе хатха-йоги
Опубликовано: 11 января 2022 в 21:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Бодрящая гимнастика после сна на основе хатха-йоги» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ветчининова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД