Лучший педагог года

Беседа в старшей группе «Русские народные игры»

Вера Епанешникова
Беседа в старшей группе «Русские народные игры»

Образовательные: учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям.

Развивающие: развивать чувство ритма, развивать навыки инсценирования в разных игровых ситуациях.

Воспитательные: воспитание патриотических чувств и нравственно-волевых качеств в подвижных и спортивных играх.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня, ребята, необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки.

Публикация «Беседа в старшей группе „Русские народные игры“» размещена в разделах

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости.

В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.

Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им

показать себя: молодцам – показать себя удальцом ( например: присядка с

выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно

надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы

показывали свою стать, скромность, свои умения.

И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались

согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство

общности, коллектива.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора

водящего используют считалки, скороговорки.

- Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей)

- При проведении подвижных игр нужно использовать только ту территорию, которую

определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям.

Внимательно слушать и соблюдать правила игры.

Узнаем, как развлекались в свободное время дети того времени и в какие игры играли (салочки, жмурки, ручеек, гори-гори ясно, садовник и др.).

Воспитатель: Правильно, дети, эти игры были самыми известными в те года и их знали и играли в них все дети. А вот когда появились эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. А как вы думаете, ребята, почему эти игры называются русские народные? (Дети предполагают, что такое название игры получили из-за того, что играли в такие игры только на улице)

Воспитатель:

- Да, ребята, вы правы, когда говорите, что в такие игры играли в свободное время на улице и даже дома. А вот называются они русскими народными потому что, как и в случае со сказками и песнями русскими народными автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал ту или иную игру, вот и считаем, что они созданы народом. Но вы знакомы с некоторыми из них уже давно, просто никогда не задумывались, откуда эти игры к нам пришли. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки» и многие другие.

В старину во время игр пели задорные (веселые) песни, водили хороводы, соревновались в силе и ловкости, проявляли смекалку.

Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает доброе отношение к окружающему миру.

Эта русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.

Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.

Игра «Аленушка и Иванушка». Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать он может звать её : «Алёнушка!». Алё нушка обязательно должна отвлекаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается с начала.

Выбирается Алёнушка и Иванушка. Все встают в круг. Алёнушке дают колокольчик. Им завязывают глаза. Алёнушка периодически позванивает и старается уйти от Иванушки. Он, в свою очередь, время от времени окликает Алёнушку, и старается её поймать.

Воспитатель: Любили ребятишки на Руси играть в хороводные игры. Давайте поиграем в русскую, народную, хороводную игру «Золотые ворота».

Правила игры. Для игры выбирают четырех детей - ворота; остальные играющие - цепочка. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

В это время играющие дети, став цепочкой, проходят в ворота.

Дети-ворота, после слов опускают руки, кто остался в кругу становится к детям-воротам. И так пока не останутся трое детей они победители.

Вам понравилось играть?

Что-то новое узнать? (Ответы детей)

Какие игры вы узнали?

А какие вспоминали? (Ответы детей)

Очень я довольна вами,

Дорожите вы друзьями!

Славно вместе мы играли!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Русские народные игры»Фотоотчет о проекте «Русские народные игры» На подготовительных группах прошел краткосрочный проект «Русские народные игры» Целью проекта было обогащение знаний детей народным играм.

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки» Конспект занятия в старшей группе “Русские народные сказки. ” Образовательная область: Развитие речи. Цель: 1. Образовательные: Учить узнавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа в старшей группе «Русские народные игры»
Опубликовано: 4 мая 2024 в 07:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД