Папки-передвижки

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе

Светлана Назарова
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет.

С детства прививают заботливое отношение к животному и растительному миру, нравственные чувства гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Публикация «Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе» размещена в разделах

Цель работы с детьми по данной теме:

формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности.

Задачи:

- Заложить в детях основы экологической культуры.

- Развивать в детях гуманное отношение к природе.

- Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте.

С чего же начинается уважение к жизни, к природе?

Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. Необходимо неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, пробудить интерес у ребенка. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. Необходимо бережно относиться к окружающему миру.

Поэтому мы, воспитатели, стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы. Некоторые из них: занятия, интеллектуальный досуг, экологическая выставка.

Мы стараемся реализовывать образовательный процесс через разные виды деятельности ребё нка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

В дошкольном детстве у ребёнка закладывается прежде всего отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе. А именно:

• Человек не хозяин природы, а лишь часть её.

• Человек обязан считаться со всеми живущими на земле, находящимися рядом с ним. Например, есть домашние животные, которые живут рядом с человеком, нуждаются в его заботе и уходе; и есть животные, которые живут по законам дикой природы и не терпят вмешательства в их жизнь.

Наш опыт показал, что в рамках экологического образования эффективными могут быть совершенно различные формы взаимодействия педагога с детьми. Основным показателем успеха здесь является творческая активность детей, их любознательность, развитие познавательного интереса к миру природы. Несомненно, очень важен непосредственный контакт с природой на прогулках и экскурсиях, интересны детям опыты в уголке для экспериментирования, чтение и рассматривание специальных книг. Имеется опыт в «издании» воспитанниками совместно с родителями книжек – малышек о домашних растениях с рекомендациями об уходе, составлении ребятами гербариев, создании игрушек из бросового материала.

Образовательные проекты экологической направленности используются нами в детском саду в рамках взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Родитель должен быть добрым наставником и активным рассказчиком. Объяснения, беседы, наставления должны подкрепляться их личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за взрослыми, копирует их поведение.

Необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку нужно понятными для него словами).

Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Родителям рекомендуется совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму.

Осенью:

- наблюдать за семенами их разнообразием и приспособлению к распространению в природе.

- наблюдать за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её влагой.

- наблюдать за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут. Формировать способность воспринимать красоту природы, развивать желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой.

- проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими листьями корни деревьев и кустов.

- изготавливать кормушки для зимующих птиц.

- объяснять ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, нужно проявлять внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Зимой:

- наблюдать за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы родного края.

Объяснять ребёнку назначение снега, рассказывать детям то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится плодородной.

- наблюдать за деревьями в снежном уборе.

- вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой кормушек и наполняемостью их кормом.

- совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для лесных жителей. Вести себя в лесу тихо.

Весной:

- наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнять знания о видах осадков, их значении для растений и животных.

- рассказать ребёнку, что весной природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.

- пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих животных, ослабевших после зимы.

- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объяснять ребёнка, что животных пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.

- весна – время гнездования птиц. Рассказать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.

Летом:

- наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о необходимости аккуратного обращения с украшением земли.

- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от активного солнца).

- можно легко наблюдать за жизнью насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.

- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их состоянием.

- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они выглядят, что едят и т. д.

И взрослые и дети должны помнить, что человек – самое совершенное творение природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!

Экологический праздник с привлечением родителей можно рекомендовать как важный этап любого экологического проекта.

Составляются памятки для родителей на темы: «Как наше здоровье и настроение связаны с заботой об окружающей среде», «Наша планета – цветущий сад».

Организовывается творческая мастерская – конструирование из бумаги птиц и животных в технике оригами.

На сегодняшний день немало исследований в дошкольной педагогике посвящено экологическому воспитанию. Этот раздел включён в каждую комплексную программу.

Более 20 парциальных программ, одобренных Министерством образования Российской Федерации, таких как - Программа «Наш дом – природа», разработанная Н. А. Рыжовой, программы А. Вересова «Мы земляне», «Семицветик», «Природа и художник», «Паутинка», «Мы» посвящены этой проблеме. Все они ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

В детском саду мы используем следующие методы в экологическом воспитании детей.

Наглядные;

Практические;

Словесные.

Наглядные методы экологического воспитания детей :

- Наблюдения;

- Рассматривание картин, иллюстраций;

- Презентации.

Практические методы экологического воспитания:

- Игра;

- Экспериментально-исследовательская деятельность, опыты;

- Моделирование.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование. Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей:

- Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Например, с детьми можно сделать глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре).

- Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при обозначении цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при замещении формы листьев; полоски бумаги разной структуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при обозначении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д.

- Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают условно признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Словесные методы экологического воспитания:

- Рассказы воспитателя и детей;

- Чтение художественных произведений о природе;

- Беседы.

Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.

Что создается в нашем детском саду?

- познавательная экосреда на территории ДОУ;

- проводятся экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- проводятся эксперименты детей и воспитателей с природным материалом;

- организовываются самостоятельные игры с природным материалом;

- проводятся занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;

- дети привлекаются к уходу за живыми объектами в уголке природы;

- оформляется интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.

Природа – это кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель.

Но многие растения и животные уже стёрты с лица Земли. А есть такие, которые на грани вымирания. Все они занесены в Красную книгу.

В нашей группе тоже есть Красная книга, с содержанием которой мы знакомим наших воспитанников. В ней приведен список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, птиц, рыб, растений и грибов.

В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Педагог должен преподносить воспитанникам новые знания в доступной, увлекательной форме, учитывать их интерес и возрастные особенности, использовать игровые технологии, произведения художественной литературы. Важно понимать, что и в какой момент сказать детям, какой вопрос задать.

Предлагаю рассмотреть конкретную ситуацию.

Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый хочет сорвать цветок.

Воспитателю нужно это предотвратить.

Какие методы мы применяем, чтобы остановить желание детей сорвать цветы?

Рассказываем о красоте и пользе цветов и насекомых, которые прилетают к ним. Рассказываем сказки про цветы. Например, предлагаю такую сказку.

«Необычный день цветка колокольчика»

Автор: Моисеева Н. В.

Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним.

Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало.

Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение людей.

Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать.

Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок.

"Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все. На что девочка ответила: " Потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился, поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком.

Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом.

Обсуждение ведё тся на основе вопросов:

1. Понравилась ли сказка?

2. Что в сказке понравилось больше всего?

3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему?

4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему?

5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете?

6. Как вы ведёте себя на природе?

7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка?

Самое важное, чтобы дети усвоили и почувствовали, что природу нужно любить о оберегать.

Значение художественного слова, музыки, живописи в восприятии красоты природы очень велико.

Включаются лирические пьесы русских и зарубежных композиторов на тему «Природа». Воспитатель и дети на фоне музыки читают стихотворения о природе.

Например, на фоне музыки П. И. Чайковского «Апрель» звучит стихотворение «Моя планета» Якова Акима:

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Далее обсуждается то, что слушая музыку, представили дети. Это шепот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы наяву.

Мы постоянно проводим с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада, организуем экскурсии с детьми в парк, лес.

Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

Дети моей группы знают стихи о природе.

В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы, и как это можно не любить и не беречь?

Сделать Землю чище, следя каждому за собой – очень просто. Примеру одного могут последовать и другие, а значит, родные просторы станут чище и краше. Главное не забывать про элементарные детские правила: не разрушай муравейник, не сжигай сухую растительность, не ломай деревья и не выбрасывай мусор. Родители, бабушки и дедушки, бережно относясь к лесу и речке, к городским скверам и паркам, воспитывают в ребенке чувства долга и ответственности за природу. Ведь выбросить пластиковую бутылку в урну не сложно, и убрать мусор после отдыха на природе тоже легко. А для природы это неоценимый вклад, и вероятность того, что будущие поколения увидят ее красоты.

И детям и взрослым необходимо знать правила поведения в природе и постараться следовать им. Предлагаю такие памятки.

Экологические памятки для взрослых и детей.

Нельзя:

1. Убивать зверей и птиц (сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе).

2. Трогать домики животных, их детёнышей.

3. Трогать птичьи яйца.

4. Губить деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

5. Разжигать костры в лесу (не делай новых кострищ, береги почву).

6. Оставлять мусор на месте своего отдыха.

7. Прокладывать новые тропинки в лесу.

8. Шуметь на прогулках, пугать животных.

9. Засорять родники и речки (при необходимости расчищай родники).

Старайся:

1. Оказывать помощь животным и растениям, попавшим в беду.

2. Подкармливать зверей и птиц зимой.

3. В меру брать дары природы.

4. Учиться наблюдать в природе.

5. Учиться слушать голоса природы.

Как вести себя, если рядом зверь.

1. Замереть и не двигаться! Пока ты не обнаружен, тебе никто не страшен.

2. Наблюдая за действиями животного, обдумай, как поступить дальше. Если стоишь открыто, то можешь в любой момент быть замечен зверем, постарайся спрятаться за любое укрытие, ствол дерева или куст.

3. Если зверь не представляет угрозы, можно подпустить его поближе, чтобы лучше рассмотреть или попытаться сфотографировать. Но всё же таких крупных обитателей леса, как лось или кабан, не следует подпускать к себе вплотную.

Уничтожая природу, мы уничтожаем себя, уничтожаем будущее наших детей, истребляем среду своего обитания, которая не поддается возобновлению. Бездумное человеческое поведение приводит к значительному ухудшению качества жизни и если мы все не задумаемся об этом, то скоро мы разрушим свой дом.

Именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли.

В нашей группе мы будем продолжать развивать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.

Предлагаю список литературы о природе для детей 3-5 лет :

Владимир Сутеев. «Под грибом», «Яблоко», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка».

Самуил Маршак. «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?».

Народные сказки о животных: «Хвосты», «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят» и другие.

Лилиан Муур: «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду».

Николай Носов «Живая шляпа».

Николай Сладков: «Бежал ёжик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы.

Хэйден Макэлистер «Разноцветные путешествия».

Виталий Бианки: «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?» и другие рассказы.

Михаил Пляцковский «Солнышко на память» (рассказы).

Михаил Зощенко «Умные животные» (рассказы).

Фёдор Хитрук «Топтыжка».

Эмма Мошковская «Зоопарк» и другие стихи.

Публикации по теме:

Конспект ОД «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью» Конспект образовательной деятельности по теме: «Формирование у дошкольников правильного отношения к своему здоровью». Непосредственно.

Формирование правильного звукопроизношения с помощью специальных игр и двигательных упражнений у детей дошкольного возраста Проблема речевых расстройств в настоящее время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психиатров, психологов,.

Консультация «Формирование у детей экологических знаний и правильного отношения к живой природе» На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает.

Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края Гуреева Елена Анатольевна воспитатель. Высшая квалификационная категория. Структурное подразделение МОУ СОШ №12 Детский сад №65 «Якорёк».

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.

Педагогический опыт «Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» В современном обществе проблема развития ценностного отношения к природе приобретает особую актуальность. Важнейшей причиной разрушительного.

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения детей к природе родного края» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе
Опубликовано: 24 мая 2019 в 14:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Назарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД