Папки-передвижки

Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

Елена Силантьева
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью

BASIC LEARNING ACTIVITIES FOR YOUNGER STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация. В статье представлена информация о базовых учебных действиях у младших школьников с умственной отсталостью.

Annotation. The article presents information about basic educational activities in younger schoolchildren with mental retardation.

Публикация «Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью» размещена в разделах

Ключевые слова: базовые учебные действия, младший школьник, умственная отсталость, дети с умственной отсталостью.

Keywords : basic learning activities, junior high school student, mental retardation, children with mental retardation.

В современном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разработаны и утверждены «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ) и «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (далее ФГОС О у/о, в котором впервые появился термин «базовые учебные действия» (п. 2.8 ФГОС ОВЗ).

В п. 2.9.4. ФГОС ОВЗ сказано: «в зависимости от варианта адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий.»[24, С. 7] для категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которая реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС ОВЗ к результатам освоения АООП НОО.

Для детей с интеллектуальными нарушениями, в силу особенностей психического и физического развития, «учебные универсальные действия» являются недостижимыми и поэтому преобразовываются в виде «базовых учебных действий».

Базовые учебные действия, которые формируются у обучающихся начальной школы, обеспечивают осознанное отношение к учению, успешное начало школьного обучения, составляют основу формирования в старших классах сложных действий, содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью [23].

Цель базовых учебных действий : это формирование основ учебной деятельности детей с умственной отсталостью, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса самостоятельно или при помощи взрослого.

Базовые учебные действия направлены на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.

В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.

Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения. Поэтому необходимо формировать у детей базовые учебные действия

В составе основных видов базовых учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и

использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Каковы же функции базовых учебных действий?

К ним относятся:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Таким образом Базовые учебные действия это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Базовые учебные действия не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Список использованной литературы

Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. ]. – Москва, 2021 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями : Федеральный закон N  1598-ФЗ : [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 дек. 2014 г. ]. – Москва, 2016.

Чащина Т. В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью : содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности / Т. В. Чащина // Наука и социум. – 2019. – №3. – С. 125–128.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стенгазета младших школьников  «23 февраля»Стенгазета младших школьников  «23 февраля» Назначение: украшение интерьера к празднику- 23 февраля. Цель: изготовить поздравительную стенгазету к празднику 23 февраля. Задачи: -создать.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью
Опубликовано: 3 июня 2023 в 13:31
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Базовые учебные действия у младших школьников с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Елена Силантьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД