Лучший педагог года

Арт-техники в работе практического психолога (5 фото)

Марина Апаназова
Арт-техники в работе практического психолога

Арт-технология всегда привлекала к себе внимание, как в культурной жизни общества, так и в психологии или педагогике. В последние годы российские практические психологи, проявляют большой интерес к такому направлению в сопровождающей практике, а также в коррекционно- развивающей работе с детьми в образовательных организациях различного типа.

Основная цель арт-технологии – гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление способности человека находить оптимальное, способствующее активному продолжению жизни состояние равновесия.

Публикация «Арт-техники в работе практического психолога» размещена в разделах

Истоки арт-технологии, как практической психологической работы лежат в изучении и активном использовании психотерапевтического эффекта различных видов художественного творчества, таких как: изобразительное творчество по Юнгу, музыкотерапия у Маккиннон, драмотерапия у Морено, экспрессивная терапия Роджерса. В нашей стране также уже накоплен большой теоретический и практический опыт в области использования различных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях – это Бурковский, Копытин, Лебедева и др.

Изобразительное творчество – это одно из важнейших средств в работе практического психолога людьми любого возраста, начиная с младенчества. Изобразительное творчество начинается с момента, как берется в руки инструмент и это уже есть творческий акт, потому что от этого тоже будет зависеть результат, характер и содержание рисунка. Возможно бессознательно, интуитивно, но все-таки…

В процессе «чирканья», «кляксографии», «нейролиний»» происходит самопроизвольное выражение своих внутренних переживаний на бумаге, и нет беспокойства о художественных достоинствах рисунка.

Другими словами, рисование позволяет ощутить, понять самих себя, помогает выразить свои эмоции, чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. Особое место в развитии изобразительных умений занимает место КРУГ. Это арт-технологии по созданию циркулярных композиций. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для роста личности.

Так, Б. Г. Ананьев определяет развитие ребенка как индивидуальности, а индивидуальность представляет, как замкнутый контур «Я», в центре которого внутренний мир с его направленностью и мировоззрением. Согласно Б. Г. Ананьеву, Контур «Я» и его «Центр» находятся в постоянном взаимодействии, как механизм, регулирующий все свойства личности, и психологический барьер к различным формам воздействия окружающей среды.

Символический образ круга - в психологической литературе, чаще всего используют для ассоциации с внутренним миром личности.

Используя, направленное рисование, создание «круга - Я» помогает стимулировать основные внутренние источники личности, включая механизмы саморегуляции. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования на личность ребенка.

Обязательный прием в практике психолога - «обсуждение различных чувств» - это психологический преобразователь, помогающий ребенку установить связь с самим собой, прийти к лучшему осознанию переживаемого им состояния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути его личностного роста.

Например.

1. Занятие «Чистый свет».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Ребёнку рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу рассматривания чистого листа, нарисованной там окружности, творческой активности внутри замкнутой линии и превращения этого пространства в индивидуальный продукт, свой личный проект сиюминутного бытия. Обязательным следующим этапом становится объективизация круга с реальными событиями. И вербальное обобщение – название, номинация рисунка.

Арт-техники в работе практического психолога

Цель: снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

2. Занятие «Свободный рисунок в круге»

Ребенок раскрашивает готовые круги в соответствии со стадиями развития по методике А. И. Копытина и Э. Осипчук, А. Цайри. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.

Фото №1 Арт технология всегда привлекала к себе внимание как в культурной жизни общества так и в Фото №2 Работа психолога в ДОУ психологии или педагогике

3. Занятие «Куски пирога»

Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по отношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

По количеству участников раздаются сектора круга. Из разрисованных секторов, выкладывается круг и демонстрируется группе. Или участники совместно, или по очереди раскрашивают сектора круга. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.

Фото №3 Изобразительное творчество это одно из важнейших средств в работе практического психолога людьми любого возраста начиная с младенчества

4. Занятие «Цветочная поляна»

Цель: гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

Готовый круг - волшебная поляна, на которой растет семья цветов.

Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Обсуждение по той же схеме: чувства, объективизация, номинация.

Фото №4 Изобразительное творчество начинается с момента как берется в руки инструмент и это уже есть творческий акт потому что от этого тоже будет зависеть результат характер и содержание рисунка

Таким образом происходит развитие произвольности поведения, воспитание аккуратности, активизация бессознательного, работа с ассоциациями ребёнка, где можно определить конкретную проблему (диагностический аспект).

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные.

Что позволяет:

- определить уровень психологического здоровья дошкольников;

- способствовать развитию позитивной «Я-концепции»;

- содействовать позитивному мировосприятию;

- гармонизировать психоэмоциональное состояние;

- разнообразить опыт «проживания» положительных эмоций;

- формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирования и саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

Не надо забывать, что деятельность для ребенка становится ведущей и преобразующей, только если она созидающая, творческая и реализуется в тесном сотрудничестве со взрослыми.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Метафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психологаМетафорические ассоциативные карты «Чудо-звери» в работе педагога-психолога При диагностике детей по проективному тесту «Несуществующее животное» начала замечать, что дети не могут придумать и нарисовать сами облик.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-техники в работе практического психолога
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 14:08
+256Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-техники в работе практического психолога» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 79.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД