Лучший педагог года

Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников

Наталья Хряпина
Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников

В современном мире система дошкольного образования в условиях внедрения новых стандартов затрагивает инновационные процессы и является основой раскрытия потенциальных способностей и возможностей каждого ребёнка. Современная образовательная политика, развитие дошкольного образования, переход на новый качественный образовательно-воспитательный уровень не может осуществляться без разработки, внедрения и анализа использования инновационных технологий.

Публикация «Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах

Инновационные педагогические технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ориентированы, в первую очередь, на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения. Именно речевое развитие дошкольников рассматривается сегодня авторами различных программ, технологий, исследователями, практиками как доминанта становления социально-коммуникативной культуры в системе дошкольного образования 2, 114.

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область 3.

В связи с этим в условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов дошкольного образования, решение речевых задач осуществляется непосредственно в процессе организации детской деятельности (игры, труда, детского исследования, экспериментирования и т. д., что и предполагает использование инновационных технологий речевого развития детей дошкольного возраста.

С целью анализа использования инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО, нами на базе МАДОУ г. о. Саранск «Центр развития ребенка – детский сад № 7» было проведено социологическое исследование. Основным методом исследования определен опрос экспертов, в качестве которых выступили воспитатели данного учреждения – 8 человек, имеющие высшее образование, стаж работы которых составляет более 3 лет.

По мнению экспертов, на природу речевого развития ребенка дошкольного возраста влияют следующие моменты (при возможности выбора несколько вариантов ответов) :

1) речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности – 57 %;

2) развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций) - 55 %;

3) ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер - 42 %.

Организация речевого развития детей в воспитательно-образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. На вопрос, какие из перечисленных современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста Вам известны, нами были получены следующие результаты (при возможности выбора несколько вариантов ответов) : 1) проектная деятельность – 51 %; 2) исследовательская деятельность – 54 %; 3) игровые технологии – 100 %; 4) информационно-коммуникационные технологии – 68 %; 5) технология проблемного обучения - 53 %.

В современных изменяющихся условиях педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий речевого развития детей, но и эффективно их внедрять. В своей практической деятельности эксперты используют следующие современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста 1) проектная деятельность – 43 %; 2) исследовательская деятельность – 47 %; 3) игровые технологии – 100 %; 4) информационно-коммуникационные технологии – 65 %; 5) технология проблемного обучения - 51 % (рисунок 1).

Рисунок 1 — Ответы экспертов на вопрос «Какие из перечисленных современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста Вы используете в своей практической деятельности?»

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор инновационных педагогических технологий, которые не только соответствовали возрастным возможностям детей, но и обеспечивали бы возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Умелое использование приемов и методов успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

По мнению экспертов, при выборе технологий речевого развития детей дошкольного возраста необходимо ориентироваться на следующие требования (при возможности выбора несколько вариантов ответов) :

1) ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи – 42 %;

2) содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности – 39 %;

3) технология должна носить здоровьесберегающий характер – 40 %;

4) основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком – 41 %;

5) реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей – 38 %;

6) организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей - 46 % (рисунок 2).

Рисунок 2 — Ответы экспертов на вопрос «На какие требования необходимо ориентироваться при выборе технологий речевого развития детей дошкольного возраста

Педагогические технологии речевого развития дошкольников могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении 1, 56.

Согласно мнению экспертов, основными критериями современных технологий речевого развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО, является 1) концептуальность – 35 %; 2) системность – 67 %; 3) управляемость – 34 %; 4) эффективность – 63 %; 5) воспроизводимость – 48 % (при возможности выбора несколько вариантов ответов).

Таким образом, целенаправленная систематическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет, на наш взгляд, к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников могут помочь в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.

Литература

1. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах : учеб. пособие / О. А. Бизикова. - 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.

2. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. – Режим доступа : https://ped-kopilka.ru

Публикации по теме:

«Развитие словотворчеством» — мастер-класс по использованию инновационных технологий в развитии речи старших дошкольников Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями, способствующими развитию связной речи детей. Задачи: 1. Дать определения понятиям.

Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников В современных условиях развития общества и модернизации образования особую активность приобретает совершенствование воспитательно - образовательной.

Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ребенок с первых.

Конспект занятия с использованием инновационных технологий по развитию речи «Электроприборы» Игровое назначение: «Найдем нолика». Цель: Актуализировать знания детей по теме «Электроприборы» Задачи: образовательные: учить.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Роль использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения Роль использования инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. Исаева Олеся Александровна воспитатель.

Об опыте использования инновационных технологий в профессиональной деятельности Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Педагогический проект «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников» Автор проекта – Осипова К. А. ,.

Актуальность использования компьютерных технологий в обучении дошкольников мерам личной безопасности АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕРАМ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Автор: воспитатель МБДОУ «Детский.

Проект «Внедрение инновационных технологий эффективной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» города Чебоксары ПРОЕКТ «Внедрение инновационных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 10:08
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ использования инновационных технологий по речевому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хряпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД