Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии как одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе

Елена Гаврилова
Здоровьесберегающие технологии как одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе

«Здоровьесберегающие технологии -одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе»

В 2014 году приступила к обучению в 1 классе по ФГОС. Изучив образовательную программу по ФГОС, сравнивая с традиционной, стала внедрять в свою практику инновационные технологии, способствующие успешности учеников в современном обществе

Публикация «Здоровьесберегающие технологии как одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе» размещена в разделах

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение.

По данным Министерства Здравоохранения РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. Видимо дело в том что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное - хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом.

В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Исходя из этого, выбрала тему по самообразованию «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения».

Каждый урок необходимо рассматривать с позиций здоровьесбережения.

1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:

- температурный режим.

- режим проветривания.

- рациональное освещение класса и доски.

- рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.

- рациональное использование образовательного пространства класса.

2. Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

3. Средняя продолжительность и частота различных видов

деятельности (норма 7-10 минут).

4. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).

5. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.

6. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке :

-физкультминутки.

-динамические паузы.

-минутки релаксации.

-дыхательная гимнастика.

-гимнастика для глаз.

-массаж биологически активных точек.

-работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).

7. Психологический климат на уроке:

-взаимоотношения между учителем и учениками.

-взаимоотношения между учениками.

-наличие на уроке эмоциональной разрядки.

-наличие познавательной активности, интереса.

8. Плотность урока.

(60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).

9. Роль отметки, оценки знаний.

10. Объем домашнего задания.

11. Темп окончания урока.

12. Оценка урока учащимися. Рефлексия урока.

Я поставила перед собой цель : «Укрепление, профилактика здоровья обучающихся»

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

-Увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, стараюсь не требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

-Предупреждение утомляемости (проведение оздоровительных пауз во время уроков);

Основные виды оздоровительных мероприятий.

С целью стимулирования мыслительных процессов можно проводить мозговую гимнастику

Качание головой.

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.

Ленивые восьмерки.

(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания) : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки «по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Шапка для размышлений.

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь) : «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания.

(полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.

Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают минуты релаксации.

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. .

«Водопад»

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами (пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Упражнения на расслабление всего организма:

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.

«Тишина».

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Физкультминутки:

1)с музыкальным сопровождением,

2)с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

1) упражнения по формированию осанки:

ходьба на месте

приседания

потягивания

наклоны

2)Упражнения для мышц рук.

Этот пальчик - в лес пошёл.

Этот пальчик- гриб нашёл.

Этот пальчик- чистить стал.

Этот пальчик - жарить стал.

Ну,а этот- всё подъел,

Оттого и потолстел.

(Поочерёдное делаем массаж пальцев, начиная с мизинца.)

Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:

3)-Ну-ка,дети, улыбнёмся.

Все вдруг громко посмеёмся.

А сейчас мы все серьёзны,

Погрозим соседу грозно.

А теперь развеселились,

Вы нисколько не сердились.

Поскачите,потянитесь,

Поскачите,покружитесь.

Снова весело скачите,

А сейчас все вдруг замрите.

Отомрите, покружитесь,

С другом за руки возьмитесь.

Все по классу походите,

Отдыхайте как хотите,

Пошептаться можно вам.

А сейчас- все по местам!

1 ряд,второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

На уроках русского языка при изучении темы: 1 класс: «Слова,обозначающие действия предметов»

3 класс: «Глагол» использую «глагольную» физкультминутку:

4) -Попишите, почитайте,

поднимитесь, пошагайте,

покричите, помолчите,

попищите, постучите,

помахайте, улыбнитесь,

поморгайте, опуститесь,

посидите, пошепчите,

успокойтесь и поспите.

Для хорошего настроения на уроке:

5)Пошепчите,помолчите,

Попищите,покричите,

Все замрите,отомрите

И немного поскачите.

Встаньте прямо,улыбайтесь,

Быть весёлыми старайтесь.

А сейчас на место сели,

Кашу вкусную поели.

А сейчас мы все в полёте,

Все летим на самолёте.

Встаньте! Сядьте!

Встаньте! Сядьте!

Плечи,грудь свою расправьте.

Как приятно мне сейчас

Посмотреть,друзья, на вас.

1ряд, второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

Дни Здоровья, проводимые в школе играют немало важную роль в здоровьесберегающих технологиях. Такие дни рассматриваются как возможность не только формально побывать с детьми на свежем воздухе или поучаствовать в спортивных соревнованиях, но и как через здоровьесохраняющую деятельность воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, дисциплину, ответственность, умение обеспечивать безопасность себе и своим товарищам.

Внеклассные мероприятия.

Большая часть мероприятий в начальной школе посвящена получению и расширению знаний о здоровом образе жизни. Например праздник совместно с родителями «Что нам осень принесла?»

Провожу классные часы на темы:

«Учимся быть здоровыми»

«Секреты здорового питания»

«Урок чистоты»

Что помогает быть сильным и ловким»

Также в своей работе использую рабочую тетрадь для школьников М. Безруких,А. Макеева,Т. Филиппова «Разговор о здоровье и правильном питании».

Игры на свежем воздухе так же играют большую роль в укрепление здоровья школьников : это и динамические паузы в 1 классе и часы отдыха перед занятиями в группе продлённого дня.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и так далее – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Жан -Жак Руссо.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии как одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 19:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии как одна из составных современных образовательных технологий в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД