Лучший педагог года

Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»

Светлана Орехова
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»

"Учебно-игровое пособие логические блоки Золтана Дьенеша. "

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша.

С их помощью:

• Развивается логическое мышление

• Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов

• Развиваются пространственные представления

Публикация «Учебно-игровое пособие „Логические блоки Золтана Дьенеша“» размещена в разделах

• Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели

• Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции

• Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:

1. игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления; получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка.

2. игра по правилам; является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.

3. занятие со сравнительным анализом; на этом этапе обучают детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.

4. репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания; знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

5. творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями; ребенок приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

6. формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно.

Предлагаю вам посмотреть игры с логическими блоками Дьениша.

Сортируем блоки по наличию одного признака

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме). -красные -большие -круглые

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме). -красные -большие -круглые

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печенюшкии (печенюшками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

Игра «Что изменилось».

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, взрослый просит внимательно рассмотреть и запомнить считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просит

закрыть глаза и убираю одну из фигур. Затем произносит считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просит сказать, какой фигуры не стало. Когда ребенок уже хорошо справляются, задания усложняются его: фигурки не убираются, а меняются местами.

Игра «Какая фигурка лишняя».

Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна –маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.

«Чудесный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

"Бусы» Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Продолжи ряд» Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Найди клад» Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

"Выложи картинку». Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика, также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.

Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т. д.

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Логические блоки можно использовать в различных увлекательных играх, их варианты можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы детям нравились такие занятия, а в процессе игр он будет становиться с каждым днем все умнее, развивать память, речь, логическое мышление.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток»Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток» Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений,.

Напольное игровое пособие «Логические круги»Напольное игровое пособие «Логические круги» Здравствуйте, я Евдокименко Надежда Николаевна воспитатель младшей группы «Гномики» МБДОУ Детский сад №12 «Журавлик» города Рубцовска Алтайского.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 21:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Орехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД