Лучший педагог года

«Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Елизавета Колмыкова
«Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

«Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Е. А. Колмыкова,

педагог-психолог

ГУСОН ТО ОСРЦН «Искра

Публикация «„Сеть социальных контактов“ как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

Я работаю педагогом-психологом в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних социально-реабилитационного центра «Искра». Наше отделение проводит профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Типичные проблемы семей - нарушение детско-родительских отношений, потеря родительского авторитета, педагогическая неграмотность родителей, ситуация развода родителей; у детей - проблемы с учебой, проблемы общения со сверстниками и взрослыми, правонарушения и т. п.

Психологическое сопровождение семей и детей включает следующие направления:

Психологическая диагностика;

Консультирование;

Психокоррекция;

Профилактические мероприятия (в том числе - патронаж).

Одной из эффективных используемых нами технологий является «Сеть социальных контактов». Понятие «Сеть социальных контактов» было введено в середине 1950-х годов английским антропологом Джоном А. Барнсом. Эта технология отработана шведскими специалистами и в настоящее время внедряется во многих городах России. Работа по данной технологии – это путь к решению проблемы человека через его социальное окружение.

Данная технология применяется в следующих случаях:

1. Кризис и конфликты в семье.

2. Жестокое обращение с ребенком.

3. Уходы ребенка из дома.

4. Отказ родителей или опекунов.

Главные достоинства метода:

1. Позволяет обнаружить ресурсы самой семьи, необходимые для позитивных изменений и выхода ее из кризисной ситуации.

2. Способствует мобилизации и повышению ответственности самой семьи и ее ближайшего окружения.

3. Экономит затраты на реабилитационные процессы.

4. Содействует профилактике социального сиротства.

Этапы работа по данной технологии :

1. Сетевая диагностика.

2. Мобилизация сети.

3. Проведение сетевой встречи.

Сеть социальных контактов подразумевает использование командной работы - двух ведущих и двух специалистов рефлексивной группы. Предварительная диагностическая работа проводится по методике «Карта социальных связей», которая делится на сектора: сектор семья, сектор родственники, сектор школа/работа, сектор специалисты, сектор остальные (друзья, клубы, секции, кружки).

Анализ сетевой карты является очень показательным. Она определяет взаимоотношения, проблемы, ресурсы ребенка и его семьи. Анализируя карту, можно получить разностороннюю информацию о ребенке и его социальном окружении :

увидеть личностные качества ребенка, проблемные зоны, особенности детско-родительских отношений, и т. д.

Что мы узнаем из «Карты социальных связей»?

Состав семьи;

Проблемное поле ребенка;

Особенности детско-родительских отношений;

Наиболее значимые и отвергаемые ребенком люди;

Взаимоотношения между представителями отдельных секторов;

Социальные ресурсы (люди, способные оказать ребенку поддержку);

Размеры социальной сети.

Результатом анализа карты, заполненной ребенком, является сетевая встреча. Ее тему определяет сам ребенок. Обычно это наиболее значимая проблема, требующая решения. Участников встречи также определяет ребенок.

Цели сетевой встречи:

1. Мобилизировать (активизировать) социальное окружение.

2. Соединить людей – близкое окружение ребенка.

3. Добиться, чтобы сеть контактов взяла ответственность на себя за судьбу ребенка.

Фазы (этапы) проведения сетевой встречи.

1. Фаза воссоздания племени (создание общности).

Участники выбирают себе места в общем круге, при этом в течение встречи они могут поменять место по собственному желанию. Эта фаза начинается с ритуала, притчи. Если тема заявлена ребенком подросткового возраста, можно задать вопрос аудитории: «Какие планы, мечты были у Вас в этом возрасте». Далее предлагаем участникам представиться и высказать ожидания от встречи.

2. Фаза поляризации. Ведущие дают возможность высказать свои позиции каждому из участников встречи. Ведущие должны внимательно выслушать мнения каждого, затем объединится в группы и аргументировать свои позиции.

3. Мобилизация – решение проблем. На этом этапе участники высказывают свои позиции, при этом еще не слышат друг друга. Как правило, на этом этапе они предлагают нереальные решения.

4. Депрессия – «время идет, а решения нет». На этой стадии у всех возникает уныние, наступает депрессия от безысходности. Никто из участников не хочет нести ответственность. Фаза является переломной, так как участники начинают прислушиваться друг к другу, к чужим мнениям и позициям. Появляется возможность компромисса.

5. Фаза прорыва – участники осознают себя единым целым, принимают на себя ответственность за судьбу ребенка и начинают вырабатывать реальные решения.

6. Катарсис – определены и зафиксированы реальные решения. Решения фиксируются на отдельном листе (кто ответственный, сроки исполнения и т. д.).

В отличие от технологии интенсивной семейной терапии, «Сеть социальных контактов» позволяет проводить работу с алкозависимыми и наркозависимыми родителями в условиях как острого, так и хронического кризиса. Она менее продолжительная по времени, всегда дает результат, иногда отсроченный от времени.

Мы работаем по данной технологии в течение 3-х лет. В нашей практике отмечаются положительные результаты ее применения. В качестве примера приведу ситуацию с воспитанницей Полиной Р. Девочка в возрасте 10 лет, поступила в центр «Искра» по оперативному акту дежурного УВД по Щёкинскому району Тульской области. После школы она не смогла войти в квартиру (не было ключа, длительное время находилась на улице без присмотра взрослых, соседи вызвали полицию. Мать девочки вела асоциальный образ жизни (злоупотребляла алкоголем, забросила работу).

По итогам изучения ситуации, встреч с матерью девочки и бесед с учителями специалисты центра приняли решение о возможности использования технологии «Сеть социальных контактов», для того чтобы сплотить родственников, снять их враждебное отношение к матери Полины, помочь им найти пути решения проблемы восстановления семьи.

Мною была проведена диагностическая работа на основе заполнения девочкой «Карты социальных связей», была воссоздана картина состава ближайшего окружения и характера отношений между людьми этого окружения. Желанием Полины было возвращение домой, но она не была уверена, захочет ли и сможет ли мать принять ее. Вместе с ребенком мы обсудили количество участников сетевой встречи, определили примерную дату. Полиной была сформулирована тема встречи: «Я хочу домой».

На встречу были приглашены мама Полины, дедушка, крестная, воспитатель группы девочек, психолог школы.

В начале встречи большинство собравшихся говорили о переживании по поводу сложившейся ситуации и своих попытках разобраться в ней, найти выход. Родственники (дедушка, сестра матери) высказывались достаточно агрессивно по отношению к матери Полины, которая забросила ребенка и в течение полугода ничего не сделала, чтобы вернуть девочку домой. Присутствующие на встрече выражали своё мнение в одном направлении: маме нужно меняться, чтобы Полина вернулась домой. Мама оправдывалась и вяло «отбивалась» от нападок.

Ведущими данной встречи было предложено разбиться на две группы: на тех, кто верит, что мама может измениться и готов ей помочь вернуть ребенка в семью, и тех, кто потерял к ней доверие и не желает оказывать оступившейся никакой поддержки. После этого участники встречи объединились в одну группу. Таким образом, выяснилось, что все готовы прийти на помощь незадачливой матери Полины. Родственники аргументировали своё решение тем, что они - родные и близкие люди и, несмотря ни на что, готовы друг другу помогать. Специалисты выразили надежду, что ситуацию можно поправить, все зависит от усилий матери, и они готовы ее поддержать.

На данном этапе выяснилась позиция родственников Полины: они – единая семья, которая не оставит её маму в трудную минуту без поддержки.

Участники встречи горячо убеждали маму Полины принять для себя важные решения: закодироваться, начать работать, чтобы забрать ребенка из центра в семью. При этом отношение у всех к ней было доброжелательным и искренним. Ведущие в свою очередь поддержали участников сетевой встречи. Мама начала говорить, что готова к серьезным изменениям ради возвращения дочери. Решения мамы Полины и остальных участников фиксировались на доске:

1. Мама согласна закодироваться (в течение 1 недели после сетевой встречи).

2. Сестра матери и дедушка Полины готовы пойти с мамой для этого в клинику.

3. В течение месяца мама готова трудоустроиться, ей в этом поможет крестная Полины.

4. Полина после возвращения домой будет ходить учиться в школу.

5. Психолог школы сможет оказывать при необходимости психологическую помощь.

6. Полины будет посещать танцевальный кружок.

7. Крестная готова водить Полину в кружок по изобразительному искусству.

Встреча закончилась ритуалом прощания, участники встали, взялись за руки и сделали шаг вперёд. В центре круга стояли, держась за руки мама и дочь. Мама плакала, было видно, что для нее эта встреча имела большое значение. Глаза девочки светились от радости.

Результатом данной встречи явилось реабилитация матери, восстановление семьи, примирение матери Полины с дедушкой. Спустя неделю мама предоставила документ о своей кодировке от алкогольной зависимости, был решен вопрос о ее трудоустройстве и возвращении девочки в семью.

Таким образом, состоявшаяся встреча оказалась продуктивной.

Этот и другие примеры использования данной технологии раскрывают её эффективность:

- стабилизация позитивных внутрисемейных отношений;

- социальная адаптация и автономизация несовершеннолетнего члена семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- положительные личностные изменения у членов семьи (смена ценностных и мотивационных установок, активное отношение к жизни, новые позитивные социальные связи, приоритет здорового образа жизни и др.);

- созданы условия самореабилитации и саморазвития семьи (активность самостоятельность в принятии решении).

Я считаю, что «Сеть социальных контактов» заслуживает широкого распространения в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Прикреплённые файлы:

konsultpunkt-sk-2_huhu2.pptx | 1787,64 Кб
 
Публикации по теме:

Методика проведения утренней гимнастикиМетодика проведения утренней гимнастики Государственное учреждение социального оьслуживания населения Тульской области социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Памятка для руководителей физического воспитания «Методика проведения соревнований по кроссу»Памятка для руководителей физического воспитания «Методика проведения соревнований по кроссу» Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 15:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Колмыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД