Получи документы

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ

Мурмель Олеся
Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ

Учитель - дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития и адаптации ребё нка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Публикация «Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ» размещена в разделах

Роль в развитии познавательных интересов учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка, развивает основные психические процессы, т. к. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Познавательная активность проявляется в отношении ребёнка к содержанию и процессу обучения, в стремлении овладеть знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Особенностью проведения коррекционно-развивающих занятий для повышения познавательной активности является использование дефектологом специальных приемов и методов, игр и упражнений, способствующих активизации познавательной сферы, с помощью которых можно изучаемую тему донести интересно и увлекательно.

Основные направления коррекционной работы, реализуемые учителем-дефектологом :

- развитие речи,

- ознакомление с окружающим миром,

- развитие элементарных математических представление,

В процессе занятий решаются следующие задачи: пополнение и активизация словарного запаса; обучение навыкам связного диалогического высказывания; активизация речевых высказываний детей на занятиях и в игровой деятельности, уточнения значений слов, расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни, экологических знаний, сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др., познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.).

Занятия, которые проводятся с детьми, выстраиваются в игровой форме. На занятиях предполагается подгрупповая и индивидуальная формы организации детей. Дидактические игры и игровые упражнения подбираются соответственно возрасту детей, уровню их развития, теме занятии. В ходе этих игр и упражнений решаются такие задачи как: развитие внимания, развитие умения анализировать, сравнивать, развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха, развитие тактильно-двигательного восприятия и др. А также задача развития и поддержания детского интереса к занятиям. Например, для создания положительного эмоционального настроя и объединения детей на занятии используются психологические упражнения «Доброе животное», «Приветствие», «Отражение в зеркале», «Клубочек».

Этапы каждого занятия логически вытекают друг из друга, постепенно усложняются от занятия к занятию и решают общую проблему развития познавательного интереса у детей с ОВЗ.

Таким образом у детей на дефектологических занятиях

улучшаются коммуникативные навыки;

речь более внятная, естественная, эмоциональная;

использование в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации;

улучшается динамика развития связной речи.

То есть развивается познавательная активность, т. к получают элементарные представления на моих занятиях.

В связи с этим видна роль дефектолога, который может предупредить последующие нарушения в развитии, максимально компенсируя отклоняющее развитие, ведь если у ребёнка не сформированы, математических представлений или нет элементарных знаний об окружающем мире, он будет отставать в учебном процессе. Поэтому роль учителя – дефектолога состоит в развитии и формировании навыков, представлений, желании познавать что-то новое, ориентироваться в своих знаниях в дальнейшем.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 10:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Мурмель Олеся в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД