Получи документы

Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации

Карабекова Инга Алаудиновна
Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации

Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека, начальным этапом формирования личности. В этот период происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку, закладываются основы для психических процессов и личности. Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания, нахождение своего места во взрослом мире, интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности.

Публикация «Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации» размещена в разделах

Одновременно, дошкольный возраст – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей (законных представителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Современное дошкольное детство сопряжено с рядом рисков, связанных с социокультурной ситуацией развития ребенка.

Одним из главных рисков является рост числа разводов, количества однодетных, неполных семей, гражданских браков, насилия в семье, социального сиротства. Всё это приводит к нарушению эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях, рост эмоциональной зависимости, дефицит эмоционального тепла и любви. У ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми.

Ближайшими следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира, снижение мотивации к обучению,образованию и развитию.

Другой риск связан с использованием электронных устройств. Дети проводят много времени за экранами телефонов, планшетов и компьютеров, Компьютерные игры надолго занимают внимание дошкольника, освобождая родителей от необходимости играть с ним, читать ему, разговаривать с ним и даже гулять, создавая иллюзию обретения ребенком самостоятельности. Это опасная иллюзия, поскольку за такой видимой самостоятельностью ребенка кроется отсутствие навыка продуктивного взаимодействия со взрослым.

Существенные изменения претерпевает и эмоционально-нравственная сфера личности современного ребенка, снижается уровень освоения доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми, ведет к нарушению зрения, нарушению сна, а также к уменьшению возможностей для социальной интеракции и развития коммуникативных навыков.

По данным психологических исследований современные дети не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил.

В значительной степени это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с ее сложной системой распределения ролей и обязанностей. Ведь большинство этических норм и правил осваивается детьми именно в совместной игре, а не через нравоучения взрослых. Однако современные дети мало играют вместе, следовательно, мало договариваются, не умеют принимать во внимание интересы другого, понимать его чувства и желания, обуздывать свои побуждения.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Дети не всегда понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитатели отмечают повышенную агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков, увлечением агрессивными компьютерными играми. Им не всегда присуще сострадание.

Также современная социокультурная ситуация может повышать риск возникновения стрессовых ситуаций. Сегодня дети сталкиваются с большим количеством информации и впечатлений, что может привести к перегрузке нервной системы. Кроме того, в современном обществе дети часто испытывают давление со стороны сверстников и взрослых, что также может стать причиной стрессовых ситуаций.

Для того чтобы снизить риски для детей дошкольного возраста, необходимо уделять больше внимания их физическому и психическому здоровью. Важно обеспечивать детям достаточную физическую активность, правильное питание и режим дня. Также необходимо обучать детей правильному восприятию информации и анализу ее, а также помогать им справляться со стрессовыми ситуациями.

Таким образом, современная социокультурная ситуация может стать причиной рисков для детей дошкольного возраста. Однако правильный подход к воспитанию и развитию детей может помочь снизить эти риски и обеспечить им здоровый и гармоничный рост и развитие.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене»Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школыКомфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы «Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация»Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Страна Мультипликация» Описание: Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет. Практический материал, представленный в конспекте, будет полезен для.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства»Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства» Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства» Под торжественную музыку дети входят в зал и выстраиваются полукругом. В центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 15:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Риски дошкольного детства и современной социокультурной ситуации» (включая файлы) размещена пользователем Карабекова Инга Алаудиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД