Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми

Светлана Платунова
Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах

- Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

-Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. -Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания. -Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия. -Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов: - принцип доступности и индивидуальности; -принцип последовательности и систематичности; -принцип связи с жизненным опытом; -принцип наглядности;

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития пальцев рук использую следующие методы: -Словесный метод; -Наглядно – действенный метод обучения; -Практический метод; -Игровой метод;

Коррекционно – образовательную деятельность организовала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с воспитателями и родителями воспитанников. Работу с детьми провожу по следующим направлениям: -Пальчиковая гимнастика; -Пальчиковые игры; -Игры с предметами; -Дидактические игры;

Игре придаю большое значение, как средство создания эмоционального подъема, положительных эмоций. Так же, использую разнообразные упражнения и задания для развития мелкой моторики.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Слова В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Развивая руку ребенка, мы развиваем его мозг, где идет сопоставление зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Учитывая важность проблемы развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, решила провести работу в этом направлении, взаимодействуя с воспитателями, другими специалистами и родителями воспитанников. Доказано, что развитие мелкой моторики ребенка тесно связанно с развитием речи. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев).Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, за тем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Провожу фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Так же использую нетрадиционные методы рисования с детьми, делая творческую деятельность ребенка интереснее.

После поставленных целей и задач, выбрала формы, методы и приемы и занялась отбором материала, поиском всевозможных пальчиков игр и упражнений постепенно формируя и пополняя методическую картотеку для нашей группы.

В своей работе стараюсь добиваться того, чтобы все упражнения ребенок делал с радостью, легко. При выполнении каждого упражнения стараюсь, чтобы все пальчики ребенка были задействованы (начали с того, что выучили названия пальчиков). В группе имеются такие дидактические игры как шнуровки, пазлы, мозаики, трафареты по лексическим темам, счетные палочки (дети выкладывают из них разные фигурки, различные массажеры, су-джок и многое другое. Например, трафареты овощей и фруктов обводим, затем штрихуем, либо закрашиваем, стараясь не выходить за контур, с некоторыми работаю, вложив руку ребенка в свою. Из счетных палочек делаем геометрические фигуры. Работая со шнуровками, делаем красивые стежки на кораблике (по теме транспорт) и т. д.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики рук у детей должны соответствовать основным педагогическим принципам и носить развивающий характер, систематичность и последовательность, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОНР. Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:

Принцип осознания совершаемых действий – действия сопровождаю проговариванием («какой это пальчик?», «твои пальчики сейчас разгибаются и сгибаются?», «ты сейчас обводишь трафарет?»).

Принцип развернутости освоения навыков – механизм и темп освоения у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому при работе отрабатываю навыки освоения движений каждого ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи – по ходу занятия подсказываю, комментирую, помогаю ребенку, что позволяет ему в случае ошибки корректировать свои двигательные действия.

Чтобы развитие мелкой моторики стало интересным и увлекательным использую различные приемы, такие как пальчиковая гимнастика, обрывание бумаги различной плотности, сминание бумаги, перебирание различных мелких предметов, создание на бархатном картоне изображения из шерстяной нити – ниткография, шнуровка на различных предметах (плоских, объемных, графические упражнения – игры, фигурки из пальчиков, пособия из бросового материала, что вызывает огромный интерес у детей. Рисование различными материалами в нетрадиционной форме, при этом всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. В совместной работе с воспитателями используем на занятиях по лепке -пластилинографию (создание пластилином лепной картинки на бумажной или картонной основе) для развития координации движений и их точности.

Наверное, самое большое значение для развития мелкой моторики и правильной постановки руки ребенка имеет развитие графических навыков. Я уделяю особое внимание штриховки с помощью трафарета. Такая работа проводится регулярно и систематически для выработки навыка правильного держания карандаша (ручки) в руке ребенка и интенсивности нажима. Работа не должна переутомлять ребенка дошкольного возраста, поэтому я делаю такие занятия более увлекательными с помощью игры. Есть множество трафаретов по лексическим темам, где можно использовать стишки или четверостишия объясняя при этом, что мы делаем и как. При выполнении штриховки стоят такие задачи как: развитие мелких мышц кисти и развитие глазомера (соединение по точкам, прямые и косые линии, круговые линии, лабиринтики). Обычно такие упражнения я даю в прописях и индивидуальных тетрадях. Примеры заданий черчу сама.

Каждый год я провожу диагностику с детьми, для выявления динамики (положительного результата). Анализ прописей и обследование мелкой моторики руки.

В процессе экспериментального исследования, на основе анализа литературы была изучена динамика развития мелкой моторики у детей с ОНР дошкольного возраста.

Как показало исследование, развитие мелкой моторики у детей на начало учебного года находилось практически на низком уровне. В результате систематической работы, по развитию мелкой моторики сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, получила результаты, показывающие незначительное различие, но с положительным результатом.

Делая вывод можно сказать следующее, чтобы результат был максимально эффективен, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики.

Результаты моей работы – проявление интереса детей к различным видам деятельности (игра, в том числе дидактическая, творческая деятельность, общение, у многих детей улучшилась общая двигательная активность, координация и произвольность движений, многие дети научились владеть карандашом и ручкой, причем движения и нажим стали увереннее, некоторые дети стали активнее звукоподражать (опять таки проявление интереса, у кото-то повысился уровень развития связной речи (увеличился словарный запас).

Примеры работ, которые мы выполняли:

Техника нетрадиционного рисования – рисование веревочкой (по Никитиной А. В.).

Техника нетрадиционного рисования – отпечатки. Пластилинография.

Техника нетрадиционного рисования – рисование пальчиками (домашнее задание – ребенок + родители). Техника нетрадиционного рисования – оттиск поролоном (воспитатель, домашнее задание – ребенок + родители). Техника нетрадиционного рисования – рисуем крупой.

Техника нетрадиционного рисования.

Задачи на 2016-2017 учебный год остаются прежними. Поменялся состав детей (появились вновь прибывшие дети).

Закончить хочу известным педагогическим правилом: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Это правило использую в своей деятельности и советую его родителям. Обращайте свое внимание на то, что хорошо! И если ребенок будет чувствовать успех, то его старания будут лучше, а результат эффективнее.

VI Практическая часть.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук :

Традиционная:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Нетрадиционная:

— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками, перчатки с нашитыми пуговицами.

Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

Самомассаж кистей и пальцев рук

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

7. Надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 08:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД