МААМ-картинки

Развитие художественного творчества

Алла Буслова
Развитие художественного творчества

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государства и местного самоуправления. Ушли в прошлое некоторые ценности, появились новые, в частности, в художественно-изобразительном искусстве. Средства массовой информации усиленно пропагандируют мир искусства, которому присуще низкий уровень продуцирования новых образов, фантазии, творческого воображения и творческого потенциала.

Публикация «Развитие художественного творчества» размещена в разделах

В связи с этим, у подрастающего поколения наблюдается падение интереса к художественному изобразительному искусству, специальных творческих способностей. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема развития художественного творчества дошкольников.

Учитывая актуальность данной проблемы, у меня возникла идея так организовать воспитательно-образовательный процесс на современном этапе в условиях внедрения ФГОС, который помог бы ребенку-дошкольнику, исходя из собственных возможностей, собственного творческого воображения и интереса, открыть для себя мир художественного и изобразительного искусства, развить творчество.

Решая проблему детского творчества, я поставила цель:

- развивать художественное творчество в процессе восприятия детьми изобразительного искусства.

В соответствии с целью, были сформулированы задачи:

Создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка.

Совершенствовать педагогическую деятельность по развитию художественно-эстетического потенциала и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развивать познавательный и мотивационный интерес к образовательному материалу в рамках изобразительной деятельности.

Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Методологической основой моего опыта работы является концепция развития предметно-развивающей среды Н. Коротковой; концепция механизмов развития личности ребенка дошкольного возраста В. С. Мухиной, Г. А. Урунтаевой.

При отборе содержания и разработке схем, моделей, таблиц, перспективного, тематического планирования, пользовалась принципами:

приоритет интереса ребенка и его благополучие;

учет возможностей и потребностей детей;

опора на позитивные начала в нравственном, интеллектуальном, физическом, и эстетическом развитии ребенка;

сотрудничества – позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;

культуросообразности предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности: добро, милосердие, знакомство с элементами национальной культуры.

Учитывая эти принципы и федеральные государственные образовательные стандарты, я определила основные образовательные области в содержании и деятельности:

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

• социально-коммуникативное развитие.

Для каждой из них в соответствии с проблемой, были сформулированы образовательные задачи.

Я осознавала, что невозможно выделить строго регламентированное время для развития и воспитания ребенка, оно происходит каждый час, каждую минуту. Поэтому я выделила следующие условия реализации годовых задач:

- внедрение нового материала в целостный образовательный процесс на основе определения доминирующих целей базовой программы;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к культуре, искусству, в том числе, и к изобразительному;

- привлечение детей к участию в городских выставках, конкурсах художественного творчества – возможность окунуться в атмосферу общей радости, познакомиться с носителями культурных традиций в области изобразительного искусства;

- организация образовательного процесса с использованием развивающих технологий : ТРИЗ, методов проектов, детской экспериментальной исследовательской деятельности.

Итак, взяв за основу программу М. А. Васильевой, методики и современные технологии:

• Н. В. Дубровская «Приглашаем к творчеству»;

• Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет»;

• Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

• Т. С. Комарова «Детское художественное творчество»

• Р. М. Литвинова «Региональная культура»;

• А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская «Ступеньки к творчеству»;

• В. Н. Полунина «Искусство и дети»,

я построила свою работу с детьми как в специально организованной, так и в свободной деятельности реализация задач осуществлялась через использование самых разнообразных форм и методов работы с детьми.

В работе мной используются различные виды непосредственной образовательной деятельности:

- интегрированный– «У доброго человека теплая душа, у злого – холодная»;

- тематический с использованием нетрадиционных методов – «Листья летят», «Пейзажи на снегу», «Деревья, которые растут на других планетах»;

- экскурсии в музей, художественную школу, в лес, парк;

- ознакомление детей с художественным искусством : рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка», натюрморта Н. И. Машкова «Хлеба»;

- встречи с лауреатами – художниками, с участниками военных действий, ветеранами Великой Отечественной войны.

Для достижения результативности усвоения ребенком предлагаемого материала, в своей работе с детьми использую метод интегрированного обучения, который дает возможность объединить все виды НОД без потери их значений, в обучаемый комплекс. При интегрированном обучении большое значение приобретают активные методы: поисковый, индуктивный, дедуктивный. В результате применения данных методов, деятельность ребенка носит исследовательский характер, что помогает развитию творческих способностей, а так же поддерживается постоянный интерес к деятельности.

Как один из вариантов реализации интеграции, в работе использовалось тематическое планирование. Это позволило видеть разные аспекты, явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические, и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которые изучают дети, давало возможность объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении конкурсов, выставок, совместных творческих праздников.

Весь образовательные процесс, на мой взгляд, строится на учете психологических закономерностей познания, развития, саморазвития ребенка. Это, в свою очередь, требует психологического комфорта для общения со взрослыми, сверстниками, с искусством. В этой связи я включила в образовательный процесс психологические тренинги, конкурс «Эти талантливые дети», выставки «Зимушка хрустальная», «Сарафан надела Осень», «У войны не детское лицо» (к 70-летию великой Победы) и т. д.

Достижение целей в развитии детского творчества невозможно, если эти цели не станут определяющими для всего педагогического коллектива. Работа с педагогами организуется в форме консультаций, школы общения, викторин «Знатоки изобразительного искусства», педагогической гостиной на темы «Художники Ставрополья», путешествия по родному краю с использованием ИКТ, мультимедийной презентации, педсоветы на тему «Красота – это то, что создает человек». Такая же работа запланирована и с родителями, причем мероприятия проводятся совместно с детьми, так как именно совместная деятельность дает наиболее продуктивные результаты в личном и творческом развитии как ребенка, так и взрослого.

Помимо традиционных форм работы с родителями, участвую в проведении заседаний клуба «Р+Р» на темы: «Художники о Светлограде», «Здоровая семья, здоровые дети, здоровый город», «Взрослые и дети в мире искусства», «Песня – душа России».

Мир ребенка не замыкается миром семьи и миром дошкольного учреждения. Приобщаю детей к достижениям культуры, искусства, цивилизации. Положительные результаты дает нам сотрудничество с социумом: библиотекой, музыкальной, художественной школами, ЦЭВ, музеем.

Результатом моей системы работы является сравнительный анализ по основным направлениям в процессе развития художественного творчества за последние три года. Процент роста по познавательному развитию составил 25 %, речевому развитию - 20 %, по художественно-эстетическому – 29 %, социально-коммуникативному – 22 %.

Учитывая то, что старшему возрасту доступны творческие задания, для проведения которых ребята объединяются по интересам, каждой подгруппе я предлагаю творческое задание, которое они выполняют в тайне от других подгрупп в течении недели, а в конце недели мы устраиваем выставки творческих работ, проводим беседы, театрализованные игры, драматизации по теме их творческих рисунков, такая методика дает хорошие результаты. В этом заключается новизна моего опыта работы.

Подводя итоги работы по развитию детского художественного творчества, отметила, что работы детей отличает непосредственная искренность, условность и схематичность образов, их экспрессивность, самодостаточность. Мною собран фонд детских рисунков, которые я использую в качестве зрительного ряда в специально организованной деятельности.

Впереди меня ожидает кропотливая и упорная работа с детьми, но уже сейчас можно сделать выводы: определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал дошкольника надо раскрыть. Это надо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с детским творчеством.

В будущем я планирую вернуться к работе в кружке «Акварельки» по изодеятельности нетрадиционными техниками рисования, а так же оформить индивидуальные творческие альбомы «В мире живописи» для каждого ребенка группы как в свободной самостоятельной деятельности, так и в режиме НОД.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Дидактическая игра по развитию художественного творчества «Цветные задачи»Дидактическая игра по развитию художественного творчества «Цветные задачи» Предлагаю вашему вниманию игру для детей от четырёх лет по развитию художественного творчества. Используем игру при знакомстве детей с основными.

Фотоотчёт «Неделя художественного творчества в разновозрастной группе»Фотоотчёт «Неделя художественного творчества в разновозрастной группе» Цель: поддерживать у всех детей проявления самостоятельности, инициативу, индивидуальность в художественно-творческой деятельности. Задачи:.

Игры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возрастаИгры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста Подленчук Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ "ЦРР - д\с № 152" г. Магнитогорска Игра «Укрась кувшин» Цель: учить детей украшать кувшин в.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — майКалендарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — май Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (январь - май) ЯНВАРЬ2 неделяРисование. (.С. Комарова.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Оформление центра художественного творчестваОформление центра художественного творчества В старшем дошкольном возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Для пополнения развивающей среды и для оформления.

«Портретная галерея» Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы«Портретная галерея» Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы Мама – самый близкий и дорогой человек на свете. Чем можно её порадовать? Нарисовать её портрет! Предварительная работа: рассматривание.

Выставка художественного творчества «Геометрия вокруг нас» (фотоотчет)Выставка художественного творчества «Геометрия вокруг нас» (фотоотчет) В рамках проекта «Геометрия повсюду!» мы в д/с организовали выставку детского творчества «Геометрия вокруг нас» Цель выставки : создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественного творчества
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 17:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Алла Буслова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД