МААМ-картинки

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры

Виктория Манакова
Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста. В ряду важнейшей психологической функции игры выступает её психокорректирующая функция. Процесс коррекции в игре происходит естественно.

Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. В дошкольном возрасте изучение агрессивности носит большую ценность, так как это черта находится в стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может существенно повлиять на её устранение.

Публикация «Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Проблема нахождения способов коррекции детской агрессивности с помощью игровой деятельности является весьма актуальной и носит практический характер.

Объектом нашего исследования стало агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Предметом исследования – использование сюжетно-ролевой игры для снижения агрессии у детей 4-5 лет.

Цель исследования – коррекция агрессивного поведения дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит снизить проявление агрессивность у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме коррекции детской агрессивности с помощью сюжетно-ролевой игры.

2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения дошкольниками.

3. Подобрать и провести комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию детской агрессивности.

4. Определить эффективность проделанной работы.

В работе мы использовали следующие диагностические методы: опросник «Ребенок глазами взрослого» (воспитателя, тест «Сказка», графическая методика «Кактус».

Формирующий эксперимент проходил на базе детского сада «Ручеек» г. Великие Луки. В нем приняли участие 20 дошкольника средней группы, которые в случайном порядке были разделены на контрольную и экспериментальную группу по 10 человек в каждой.

С целью выявления детей, склонных к агрессивному поведению нами был использован опросник для воспитателей, который показал, что наиболее выраженными и в контрольной и в экспериментальной группах оказались следующие признаки агрессивности: внешнее проявление агрессии, особенности проявления гуманных чувств, чувствительность к помощи взрослого, а также чувствительность к агрессии других.

Менее всего оказались выраженными в обеих группах такие показатели агрессивного поведения как: неупорядоченные проявления и дополнения, агрессия направленная на себя, на животных и реакция на ограничения. Это свидетельствует о том, что дети 4 – 5 лет не склонны причинять ущерб себе или животным в состоянии гнева и с трудом успокаиваются, если в состоянии агрессии взрослые активно пытаются их успокоить.

Данная методика позволила также определить и общий уровень агрессивности дошкольников путем суммирования набранных баллов по признакам агрессивного поведения. Так было установлено, что в двух группах больше всего детей с низким уровнем агрессивности (70%, средний уровень проявился у 20% дошкольников, а высокий у 10%, очень высокий уровень не был выявлен.

С помощью проективной методики «Сказка» был определен уровень агрессии ребенка в вымышленных ситуациях Было выявлено, что 30% дошкольников из обеих групп проявляют высокий уровень агрессии в трудных ситуациях. Средний уровень проявился у 50% детей из контрольной группы и у 40% - из экспериментальной. Низкий уровень агрессии оказался у 20% опрошенных из контрольной группы и у 30% из экспериментальной.

Изучение интенсивности агрессии у детей показало, что высокий уровень интенсивности в проявлении агрессии имеют 10% детей из контрольной и столько же из экспериментальной группы. Средний уровень интенсивности в проявлении агрессии был определен у 50% дошкольников контрольной группы и у 40% детей экспериментальной. 40% респондентов контрольной группы и 50% экспериментальной имеют низкий уровень интенсивности агрессии.

Математико-статистическая обработка данных, проведенная с помощью t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера, показала, что в проявлении агрессивного поведения у дошкольников контрольной и экспериментальной группы до эксперимента нет достоверных различий.

На коррекционном этапе в качестве инструмента для работы была выбрана сюжетно-ролевая игра.

Психокоррекционная работа проходила в три этапа:

На первом этапе работы с агрессивными детьми подбирались такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На этом этапе использовались игры на отреагирование физической и вербальной агрессии, а также игры способствующие выходу гнева, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Второй этап работы начинался после полного отреагирования гнева и заключался в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Сюда вошли игры на саморегуляцию поведения и формирование сознательного контроля агрессии.

Целью третьего этапа было формирование способности у ребенка эмпатии, доверия, сочувствия и сопереживания. Здесь использовались игры, способствующие формированию социально одобряемых способов выражения агрессии и гнева.

Занятия проводились 2 - 3 раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 15 - 20 минут, в зависимости от желания детей.

С целью определения эффективности разработанного коррекционного комплекса сюжетно-ролевых игр нами было проведено повторное диагностическое исследование, которое выявило значимые изменения в показателях агрессивности только у детей из экспериментальной группы.

Выявление признаков агрессивного поведения у дошкольников показало, что после проведения экспериментальной работы достоверно менее стали выражены вегетативные и внешние признаки агрессивности. Такие показатели агрессивного поведения как чувствительность к помощи взрослого, к агрессии других и присутствию других значительно снизились.

До эксперимента у детей наблюдалась выраженность недостаточности в проявлении гуманных чувств. После участия в игровых занятиях произошло существенное изменение, что говорит о том, что дети стали более внимательными и доброжелательными друг к другу.

Достоверно уменьшились показатели по таким шкалам как: агрессия направленная на сверстников, агрессия направленная на взрослого, вербальная агрессия и агрессия в виде угрозы.

Определение общего уровня агрессивности дошкольников, по результатам наблюдения воспитателя показало (демонстрационный материал №8, что увеличилось количество детей с низким уровнем. Достоверных изменений не произошло, но положительная тенденция можно увидеть на рисунке 7.

При изучении агрессии детей, участвующих в сюжетно-ролевых играх, также наблюдается положительная динамика. Высокий уровень агрессии выявленный до эксперимента у 30% дошкольников после коррекционной работы ни у кого не проявился. Уменьшилось количество детей со средним уровнем агрессии и значительно увеличилось с низким.

Повторное изучение интенсивности агрессивных проявлений с помощью графической методики «Кактус» показало (демонстрационный материал №10, что на 40% стало больше детей с низким уровнем (. Средний уровень интенсивности агрессии, выявленный до эксперимента у 40% дошкольников, теперь оказался только у 10%. Высокий уровень вообще отсутствует.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что применение в воспитательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр, направленных на снятие напряжение и выход отрицательных эмоций, на обучение приемам саморегуляции поведения и формирования сознательного контроля агрессии, а также способствующих формированию социально одобряемых способов выражения раздражения и гнева будет способствовать снижению агрессивных форм поведения, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры для сюжетно-ролевой игры «Больница»Дидактические игры для сюжетно-ролевой игры «Больница» Воспитатели: Фурштакова Светлана Анатольевна, Петрова Елена Сергеевна. В рамках подготовки к конкурсу "Пространство - профи" мы с коллегой.

Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин»Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин» Фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Магазин» во второй младшей группе Любовь Майорова Цели и задачи:: побуждать детей выполнять игровые действия.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк» Цель: развивать у детей навыки игровой деятельности. Задачи: Образовательные. 1. Закреплять у детей представления о цирке; о цирковых профессиях.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лаборатория» Цель: • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. • Помочь создать игровую обстановку с учетом игры, формировать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Цель: развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью. Задачи: 1. Формировать позитивное отношение к обучению.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» Связь с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие Цель: Продолжать обучать.

Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры» Игра – один из видов человеческой деятельности. Это – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение.

Психокоррекционные игры для детей старшей группы Психокоррекционные игры для детей старшей группы Название игры Цель игры Порядок игры «Слушай хлопки» Продолжительность игры 25 мин Развитие.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.

Возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития моральных представлений у детей старшего дошкольного возраста Сегодня остро стоит вопрос развития и руководства игровой деятельностью дошкольников. Педагог должен уметь поддерживать интерес к разным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 16:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Манакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД