Получи документы

Профориентация детей в дошкольном образовании (3 фото)

Вероника Сергеевна Бороздюхина
Профориентация детей в дошкольном образовании

Любая образовательная деятельность (включая сопровождение профессионального самоопределения) может быть эффективной лишь в определенном ценностно-смысловом поле, которое выступает основой для целеполагания, а также обеспечивает мотивацию всех участников.

Публикация «Профориентация детей в дошкольном образовании» размещена в разделах

Профориентация детей в дошкольном образовании

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей начинают формироваться знания о профессиях.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с тем, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Фото №1 Любая образовательная деятельность включая сопровождение

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии, но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Таким образом, и в трудах педагогов прошлого, и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.

Фото №2 Публикация Профориентация детей в дошкольном образовании размещена в разделах Профессии

Что такое профессиональная ориентация? В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (п. 1.1). В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья (п. 2.7).

Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен?

При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях у воспитанников старшего дошкольного возраста мы столкнулись с тем, что только половина детей старшего дошкольного возраста в ДОУ могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот наиболее распространенные ответы детей : «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», многие утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки».

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе»Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе» В рамках реализации первой годовой задачи нашего ДОУ «Создание условий для успешной социализации дошкольников через раннюю профориентацию»,.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация детей в дошкольном образовании
Опубликовано: 19 марта 2023 в 21:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация детей в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Сергеевна Бороздюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД