Лучший педагог года

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Шахла Шихалиева
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Тема: «Формирование предпосылок финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста»

«План по самообразованию воспитателя на 2023–2028 год»

Актуальность темы

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.  

Публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель программы : Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям четыре – пять лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи

1. способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

2. способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

3. способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

4. способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

5. способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

6. понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

7. уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

8. сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

9. признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

10. рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

11. применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Условия реализации: дети, воспитатель, родители.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.

Срок реализации: 2023- 2028г.

Предполагаемый результат :

Воспитатели:

1. оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

2. повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

3. участие в педсоветах, семинарах;

4. повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

1. знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

2. знают российские деньги;

3. знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

4. в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

5. бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

6. проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Развивающая предметно-пространственная среда :

1. картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;

2. оформление уголка (стенда);

3. приобретение художественной литературы на экономическую тематику;

4. приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

1. Беседы.

2. Непосредственно – образовательная деятельность.

3. Дидактические игры.

4. Моделирование ситуаций – тренингов.

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

Этапы самообразования

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы

1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

2. Изучение учебной и научно-методической литературы;

3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

4. Изучение новых программ и педагогических технологий;

5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

6. Повышение общекультурного уровня.

План самообразовательной деятельности

Этапы Содержание работы Сроки

Подготовительный Анализ профессиональных затруднений. Постановка проблемы. Составление плана работы. Курсы повышения квалификации. Подписка на метод. Литературу. Изучение литературы. 2023-2024 учебный год

Диагностический Определение целей и задач работы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Выступление с отчетом. Изучение опыта работы педагогов по теме. Прогнозирование работы 2024-2025 учебный год

Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Отслеживание процесса, результатов. Корректировка работы. Проведение открытых занятий. Участие в конкурсах.

Посещение семинаров. Самоанализ и самооценка занятий и мероприятий 2025- 2026 учебный год

Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития. 2026-2027 учебный год

Обобщающий Подведение итогов, анализ. Оформление результатов работы по теме самообразования. 2027-2028 учебный год

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Тема Содержание работы

Наши потребности. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковского.

Показ сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;

Развлечение «Путешествие» (потребности человека)

Труд-продукт-товар. Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;

Знакомство детей с понятием «династия»;

Чтение стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л. Н. Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;

Игра по картинкам «Назови профессию»;

Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;

Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»

Почему все взрослые работают? Беседа о необходимости трудиться;

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);

Игра «Кто больше назовет профессий».

Работа и заработок. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;

Выполнение заданий на листках «Профессии».

Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».

Когда продукт труда превращается в товар. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т. п.);

Чтение сказки Т. С. Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.

Ценность и украшение товара – его качество. Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;

Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры)

В гостях у сказки. Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме

Менеджер – интересная профессия. Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде

Игровое занятие. Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся, «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит, «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Сколько заработал – столько купил. Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;

Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)

Игровое занятие. Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано

Что такое реклама? Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;

Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);

Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.

Кто делает рекламу? Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;

Чтение и инсценирование сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал»;

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Реклама в сказках. Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.

Если бы у меня было собственное дело. Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия);

Придумываем рекламу своего предприятия;

Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама», А. Беспаловой «Реклама»

Новогодние каникулы

Что такое деньги. Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);

Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;

Деньги счет любят. Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Как правильно распоряжаться деньгами. Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение детьми практических заданий по теме

Игровые занятия. Игровое занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет семьи.

Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмаковой «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И. Туричик «Человек заболел»;

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»

В гостях у сказки. Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы;

Показ спектакля «Муха-Цокотуха»

Подведение итогов. Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;

Игра «Семейный бюджет».

Что такое экономика. Игра-беседа «Экономика и человек»;

Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;

Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»

Бизнес и капитал. Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;

Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»

Игровые занятия. Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

Экономическая игра «КВН»

Игровые занятия. Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Что такое налоги и почему их надо платить. Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;

Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;

Выполнение практических занятий по теме

Бартер. Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;

Игровая ситуация «Бартер»;

Дидактическая игра «Бартер»

Выгода и убыток. Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль;

Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф. Хопер, «Как мужик гусей делил»

Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи

Благотворительная деятельность. Меценаты. Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;

Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду. Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога

Благотворительность. Практические занятия. Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»

Итоговое занятие. Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»

Список литературы

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /

Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.

Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –

Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с. 19.

Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие /

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 сентября 2023 в 23:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шахла Шихалиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД