Лучший педагог года

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей

Ирина Восковская
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей

Актуальность педагогической технологии

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей» размещена в разделах

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ФГОС ДО обязывает специалистов дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, поскольку и педагоги и родители являются равноправными участниками образовательного процесса.

К сожалению, современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке педагогов ДОО. Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого педагогами дошкольных образовательных организаций используются как традиционные так и нетрадиционные формы работы с родителями.

Одной из актуальных технологий по работе с родителями является технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба. В нашем родительском клубе работа ведется по четырём направлениям: информационно-аналитическое; досуговое; познавательное; повышение педагогической компетентности родителей.

Родительский клуб – это перспективная, нетрадиционная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса. В разделе повышение педагогической компетентности родителей решаются следующие задачи:

- оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

- поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

- установление доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Тема технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба достаточно актуальна, так как и дошкольная образовательная организация, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка.

Теоретическая и практическая значимость результатов технологии для образовательной деятельности

Теоретическая значимость данной технологии взаимодействия с родителями заключаются в целенаправленности родительского клуба – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с педагогами детского сада в плане единых подходов воспитания ребенка.

В основу организации родительского клуба были положены принципы взаимодействия с родителями:

- целенаправленность - привлечение всех участников образовательного процесса (и родителей и педагогов) к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

- плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;

- принцип дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

- принцип индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

- принцип сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;

- принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

- доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Заседания родительского клуба проходят один раз в месяц, но работа клуба не ограничивается только проведением таких заседаний. Родительский клуб функционирует постоянно, так как на сайте детского сада у родительского клуба имеется своя страница, в которой зарегистрированы родители воспитанников детского сада. На данной странице в открытом доступе родители и педагоги общаются на различные интересующие всех темы, касающиеся воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В организации работы родительского клуба использованы разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба иногда корректируется.

Практическая значимость данной технологии заключается в том, что родители значительно разнообразили жизнь детей в детском саду, постоянно вносят свой вклад в образовательную работу – это и эпизодические мероприятия, и регулярные мероприятия, которые организуются при помощи родительского клуба. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогают в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольной образовательной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса, и прежде всего, – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

В разделе «Повышение педагогической компетентности родителей» я регулярно провожу беседы и консультации с родителями на темы: «Вопросы и оценка ответов на социальную зрелость дошкольника», «Готовность ребенка к школе», «7 самых распространённых детских жалоб и как на них реагировать?», «Что должны знать и уметь будущие первоклассники?», «16 вопросов, которые смогут спасти жизнь ребёнку», «Советы родителям, у которых непослушные дети» и многие другие. После данных бесед с родителями устанавливается тесная связь – родители задают онлайн-вопросы, либо присылают свои вопросы мне по электронной почте, на которые я отвечаю, привлекаю к данным беседам других педагогов детского сада.

Кроме того, общение с родителями в рубрике родительского клуба осуществляется мной и по Skype, то есть не всегда у родителей есть время пообщаться со специалистом в ДОО, а индивидуальный вопрос требует немедленного разрешения. Очень помогает общение по Skype не только по обучающим вопросам, но и по вопросам поведения детей в детском саду друг с другом, этическим моментам и другим вопросам.

Технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба открытая и доступная для всех, а это означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах.

Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе

Новизна технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба заключается в использовании инновационных форм работы с родителями. Данная технология как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: индивидуализация, социализация, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

Данная технология позволяет реализовать требования образовательного стандарта сделать родителей участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, поскольку дети очень привязаны к родителям, поэтому поддержка, содействие, совместное самовыражение создают благоприятную эмоциональную атмосферу. Работа родительского клуба дает возможность через культурные, семейные традиции заложить в маленьком человечке систему ценностей, которая будет служить точкой опоры во всей его дальнейшей жизни.

Через использование разнообразных форм и методов, предусмотренных в работе клуба, родители приобретают новые знания и навыки, касающиеся детско-родительских отношений. На занятиях в родительском клубе, а также на сайте родительского клуба родители могут высказать свои переживания, опасения и получить консультации специалистов ДОО.

По разделу «Повышение педагогической компетентности родителей» в этом учебному году (2019-2020уч. г.) проведены следующие мероприятия:

- игровой тренинг для родителей «Взаимоотношения родителей и детей», на котором были решены задачи по определению проблем в воспитании детей, в игровой форме изучена психолого-педагогическая компетентность родителей:

- беседа на тему «Эмоциональный мир ребенка». В ходе данной беседы были расширены педагогические знания родителей по вопросам воспитания и развития детей через сказку. Я ознакомила родителей с практическими приёмами и способами работы со сказкой в семье. Привлечено внимание родителей к реализации потребности детей в содержательном взаимодействии в семье:

- беседа-обсуждение «Поощрение и наказание детей в семье». В ходе данного мероприятия родители были ознакомлены с приемами построения гуманных взаимоотношений в семье. У родителей также в ходе беседы формировалось грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка:

- тренинг родительской компетентности «Капризы детей». Тренинг способствовал снятию эмоционального напряжения. Я познакомила родителей с психическими особенностями ребёнка-дошкольника, вместе были намечены пути преодоления острых кризисных проявлений у ребенка:

Кроме того, родительским клубом были организованы экскурсии в парк, в ходе которых дети играли совместно с родителями, проводили конкурсы, то есть происходит оптимизация детско-родительских отношений, возрастает интерес родителей к работе ДОО, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

Эффективность технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба заключается в том, что освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способствует улучшению для дошкольной образовательной организации ситуации, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открывает возможности развития взаимоотношений «ребенок - родители – педагог». Ведь чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок.

В настоящее время с родителями планируем свою деятельность на следующий учебный год, родители предлагают новые мероприятия с детьми. Таким образом, в связи с реализацией данной технологии от работы родительского клуба повышается психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей; формируются социальные навыки по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; возрастает интерес родителей к работе детского сада.

Данная технология может использоваться педагогами как дошкольного, так и начального школьного образования по повышению педагогической компетентности родителей.

Направленность технологии на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога

В настоящее время в системе дошкольного образования востребован педагог творческий, компетентный, способный и умеющий взаимодействовать с родителями (законными представителями) воспитанников, мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Широкое использование мной технологии взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба в целях повышения педагогической компетентности родителей способствует сближению семьи и детского сада. В связи с чем значительно повысилась мотивация собственной профессиональной деятельности, социальная и познавательная активность, раскрылись горизонты разнообразия моей работы. Благодаря проводимым мероприятиям в родительском клубе, в моем профессиональном развитии появилась потребность в изучении новых информационных ресурсов, изучению актуальной психолого-педагогической литературы по работе с родителями воспитанников.

И у педагогов и у родителей вырос интерес к занятиям родительского клуба, незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия, стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом друг с другом, принимать активное участие в жизни детей и группы, стали больше общаться в режиме онлайн на страничке родительского клуба. Все это позволило максимально близко познакомиться с семьями воспитанников, узнать, как происходит воспитание в домашних условиях. В результате работы клуба у родителей повысилась психолого-педагогическая компетентность. Сформировались определенные модели поведения со своим ребенком. Благодаря тому, что родители самостоятельно искали материал для проведения очередного заседания клуба, у них повысился уровень необходимых знаний и умений, появилось позитивное мышление, помогающее им преодолевать трудности во взаимоотношениях со своими детьми, трудности в воспитании детей.

Рефлексия педагогической технологии

Технология взаимодействия с родителями воспитанников в форме родительского клуба в настоящее время достаточно актуальная и востребованная, так как позволяет родителям и педагогам работать в одном направлении по воспитанию и развитию детей. И данную технологию несложно организовать в каждой дошкольной образовательной организации.

Использование данной технологии позволило мне создать серию деловых игр, игр-тренингов, бесед и консультаций, других мероприятий по направлению – повышение педагогической компетентности родителей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

Работа родительского клуба повысила эффективность взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации. Основные достижения данной технологии – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов. Оценка успехов родителей в повышении педагогической компетентности осуществляется через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.

Таким образом, при реализации данной технологии родители проходят все основные шаги полного цикла рефлексивной самоорганизации. Осмысление прожитого опыта помогает им не только освоить эффективные способы взаимодействия со своими детьми, но и включить этот механизм саморазвития в пространство семейных отношений, используя его для решения любых жизненных проблем. Очевидно, что в ходе такой совместной работы развиваются не только родители, но и сами педагоги. Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья – Детский сад», в котором все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители – получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей
Опубликовано: 23 марта 2020 в 14:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Восковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД