МААМ-картинки

«Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков (11 фото)

Марина Михайленко
«Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков

«Кубань – земля такая, от хлеба золотая, степная сторона.

Гостей она встречает, и песни запевает и душу открывает

прозрачную до дна.

Кубань – земля такая, однажды приласкает,

полюбишь навсегда!»

К. А. Обойщиков

«Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков

Цель:

Продолжать расширять представления детей о Родине, в доступной форме знакомить детей с историческим прошлым Кубани, традициях её жителей, о казачестве;

Публикация «„Нет переводу казачьему роду“, Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков» размещена в разделах

Расширять кругозор детей о родном городе, его достопримечательностях, знакомить с культурным наследием Кубани (поэзия, музыка, архитектура, фольклор, обряды, праздники);

Развивать интерес к истории своего народа;

Воспитание у детей любви к малой Родине, родному краю и его истории.

Нравственное воспитание детей является одной из главных задач не только дошкольного образования, но и на всех последующих ступенях образования. Через нравственное воспитания рождается чувство патриотизма, многогранное по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны, своего родного края. О важности приобщения ребенка к культуре и традициям своего народа написано много, поскольку обращение к наследию и традициям воспитывает уважение, гордость за свою землю, на которой живешь. Поэтому, уже с дошкольного возраста мы изучаем культуры своих предков и их традиции. Именно акцент на знания истории своего народа, его культуры, помогает нашим детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям и быту своего народа.

Мы живем в маленьком провинциальном городе Тимашевске, в центре Краснодарского края, который отличается своей своеобразной красотой. Это и обжигающий жарой ветер, прохлада речной воды, колючая стерня только что скошенной пшеницы, изумрудная зелень полей, аромат янтарного яблока, и, конечно же, люди. Удивительные люди, составляющие лицо города Тимашевска и его района. Наш город отличается своей особой архитектурой, историей, культурным наследием. Люди, побывавшие в нашем городе, удивляются парку в центре города, современным красивым зданиям, уютным улицам, березовой роще, удивляются тому, чему мы, к сожалению, так привыкли, что порой даже не замечаем и не ценим. А напрасно, Тимашевску есть чем гордиться. Есть что показать в своем городе, которому больше двести лет со дня поселения наших дедов.

Любой край, область, даже небольшое село нашей необъятной страны неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа: одно село или город стоит на берегу большой реки, а другая затерялась в глухой тайге или раскинулась в степи. Везде есть особенные дорогие жителям места. Труд в каждой местности тоже разный: в одной труд животноводов, в другой хлеборобов, рыбаков, нефтяников. Неповторимы и сами люди. Везде есть свои артисты, спортсмены, поэты, простые труженики. Каким бы особенным не был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типичное, характерно для всей страны. Все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении.

Я собираю материал, который позволяет формировать у детей познавательный интерес и представления о том, чем славен родной край, город, традиции, быт и занятия кубанских казаков. Дети соприкасаются с историей города, края, предметами быта своих предков. Взяв их в руки, они легче запоминают и эмоционально воспринимают историю своего народа.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть духовного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование духовных ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ духовного воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

В ходе бесед дети рассматривают иллюстрации из книги «Введение в историю Кубани» под ред. Н. В. Мирук, «Путешествие по родному краю» под ред. И. П. Латышева, «История Кубани» В. В. Касьянова, «Кубанская старина» Л. В. Маслов, а также альбомы «Достопримечательности родного города»

Фото «Нет переводу казачьему роду»

«Легенда о Кубани» «Краснодар - столица Кубани и другие.

. Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков - фото

В группе мы оформили уголок патриотического воспитания.

Фото №1 Кубань земля такая от хлеба золотая степная сторона

Знакомя детей с художественной литературой, читая им сказки, я заметила, что детям непонятно значение таких слов как: «ушат», «коромысло», «глэчик» и т. д. А ведь в значении этих слов, предметов, история нашей страны. Для ознакомления ребят с историей и культурой кубанских казаков мы у себя в детском саду создали музей казачьего быта.

Гостей она встречает и песни запевает и душу открывает прозрачную до дна Кубань земля такая однажды приласкает полюбишь навсегда К Материалы для педагогов Казаки Нравственное воспитание детей является одной из главных задач не только дошкольного образования но и на всех последующих ступенях образования

Предметы подбирались по принципу:

- каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа;

- предметы различны по назначению, использованию;

- любой предмет должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.

В музее расположены старинные вещи, большая печь, на столе выставлены экспонаты: здесь и вышитые рушники, старинные полотенца, на печи чугунный утюг, чугунок. На столе удобно расположился самовар

с глиняной утварью (чашки, крынка, глэчик, деревянные ложки, рядом с прялкой лукошко с пряжей, спицами, крючком для вязания. В «Красном углу» казачьей комнаты повесили икону, рушник, куклы обшиты в казачью одежду. На полу лежат дорожки, которые ткали наши прабабушки. Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры.

Так, начиная со старшей группы были проведены занятия о традициях и быте Кубанского казачества. Знакомя детей с жизнью, бытом и культурой казачества на Кубани, дети проявляли познавательный интерес к истории своего народа, пополнялся словарный запас за счет таких слов как: глэчик, макитра, чугунок, самовар, прялка, веретено.

Понимая значение кубанских казачьих слов, дети с желанием слушают и рассказывают сказки, обыгрывают их, используя атрибуты и утварь нашего музея.

Чтобы достигнуть поставленных задач, а именно:

- Прививать уважительное, заботливое отношение к родственникам;

- Воспитывать уважительное отношение к труду родителей;

- Прививать любовь к своему дому, внимательно относиться к событиям в доме, традициям.

С детьми проводились беседы на темы: «Родной очаг», «Домашние праздники», «Животные в доме», «Кем я буду работать, когда вырасту». Пригласив детей в «казачью хату» я рассказала детям о значении «Красного угла» в семье казаков.

Фото №2 О важности приобщения ребенка к культуре и традициям своего народа написано много поскольку обращение к наследию и традициям Фото №3 Воспитание детей

«Красный угол» значит красивый (красная девица, красное солнышко). «Красный угол» самое светлое, чистое, нарядное место во всем казачьем доме, здесь особая полочка с иконой и рушником. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку, кланялся, крестился и здоровался с хозяевами. Гостя приглашали к столу «откушать хлеб-соль» и сажали за стол. Так встречали гостей наши предки. Предложила рассказать детям, как гостей встречают в их доме. Познакомила детей с поговорками:

«Красному гостю – красное место»; «Доброму гостю – особая честь»; «Не красна изба углами, а красна пирогами»; «В гостях хорошо, а дома лучше». Пришли к выводу, что раньше было интересней.

Читая детям художественную литературу, стихи, организуя дидактические и словесные игры, беседуя о труде взрослых, воспитывала у них уважение к труду, поощряла детскую взаимопомощь. Большое влияние на детей оказывают казацкие пословицы и поговорки о труде: «Делу время – потехе час»; «Землю пашут, руками не машут»; «Умелые руки голодными не останутся»; «От добрых рук ничего не уходит; «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Мини-музей каждодневно привлекает детей своей историей, историей возникновения города, улиц. Пригласив детей в казацкую хату, дети с большим интересом слушали о возникновении Кубанской области, Тимашевского куреня, о героических поступках казаков на Кавказе. Дети узнали о знаменитых земляках И. Д. Попко, И. И. Беднягине.

Знакомя детей с казацкими символами, их речь обогатилась словами как: булава, насека, атаманский кафтан, шашка атамана, нагайка, казна, чернильница, пернач, печать, есаул. Рассматривали старинные фотографии:

Фото №4 Материалы для педагогов воспитывает уважение гордость за свою землю на которой живешь

Дети, с чувством уважения и гордости слушали о подвигах этих героев. Подражая воинам – казакам, детям хотелось быть такими же мужественными и смелыми.

С чувством гордости за свой край, дети любят слушать стихотворения о Тимашевской земле, о людях-героях ВОВ, о людях труда.

«Край далеких времен, Тимашевский район,

что когда-то царицей подарен.

Край станиц, хуторов - ты основа основ,

ты героями в вечность прославлен.

Это стон казаков, время наших отцов,

где степные безбрежные дали,

Как любимую мать, волю, правду и стать,

не щадя живота, охраняли».

Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного кубанского фольклора, который включает в себя – колыбельные песни, потешки, частушки, прибаутки. Кубанские песни пользуются большой любовью и влиянием на патриотическое воспитание. Именно песня воссоздает для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, укладовую, духовную сторону. Устное народное творчество кубанских казаков яркое, напевное, поэтичное.

Пополняя знания детей о казачьих традициях, я рассказала детям, что семейный быт, труд казаков сопровождался народными песнями. C песней обращались к солнцу, к земле, провожали на службу, посвящали песни сбору урожая, колыбельными песнями укладывали детей спать и т. д. Играя в «историю» в нашей казачьей комнате, девочки напевали колыбельные песенки, а у мальчиков любимыми стали - частушки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируется ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Публикации по теме:

Праздник Кубанской песниПраздник Кубанской песни Звучит музыка. В зал входят дети и садятся на стулья. Казачка (ведущая): Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь,.

Внеклассное мероприятие «На Кубани мы живем!» для учащихся 4 класса.Внеклассное мероприятие «На Кубани мы живем!» для учащихся 4 класса. Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани, изучение культуры народов, живущих на Кубани. Задачи: - Вовлечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков
Опубликовано: 1 июня 2014 в 11:57
+168Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков» (включая файлы) размещена пользователем Марина Михайленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 218.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД