МААМ-картинки

Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Анна Инькова
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей

Вступивший в октябре 2013г. ФГОС ДО разработан в контексте социокультурной политики и выстраивается как культура достоинства, а не культура полезности, при чем мотивация детства в нем рассматривается как самое ценное: ребенка ЦЕНЯТ, а не оценивают; ЛЮБЯТ НЕ ЗА ЧТО-ТО, а просто так. Помимо этого, Стандарт указывает на то, что РАЗВИТИЕ ребенка должно преобладать над контролем.

Публикация «Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей» размещена в разделах

В детском саду ребенку "должно быть приятно и комфортно", тогда и результаты формирования предпосылок универсальных учебных действий будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.

Стандарт рассматривает ребенка как - "семя", имеющее генетическую программу развития. Наша с вами задача рассмотреть, заложенный природой талант и развить его, опираясь на личностно - ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Личностно - ориентированная образовательная модель понимается, как модель, выявляющая особенности воспитанника - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические взаимодействия на основе субъектного опыта самого ребенка. Личностно - ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОР, ПОМОЩНИК. К детям не с ответом, а С ВОПРОСОМ!

Перед вами образовательная область ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Основная цель которой - воспитание гармонически развитой личности.

Задачи художественно - эстетического развития: Становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.

Древняя мудрость гласит "Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя". Мы можем усадить детей за столы и мольберты, добиться идеальной посещаемости и поведения, но без внутренней мотивации на основании знаний, умений и навыков в творческой деятельности вряд ли можно добиться успеха.

Что же такое мотив и мотивация? Мотив - в переводе с латинского (moveo) означает двигаю. Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять свои потребности.

Общеизвестно, что источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека. Следовательно, задачей педагога (дополнительного образования, является создание таких условий, чтобы у воспитанников появилась потребность к творческой деятельности. Можно утверждать, что потребность к творческой деятельности появляется на основе интереса. Интерес имеет большое значение для развития различных видов деятельности и успешного усвоения знаний, умений и навыков. Понятно, что без наличия интереса, желания заниматься каким-то определенным делом ребенок не будет возвращаться к нему вновь и вновь, уделять ему значительное время, отвергать все многообразие других практических дел. Суммируя результаты проведенных учеными исследований, можем выделить следующие показатели наличия интереса к творческой деятельности: эмоционально-положительное отношение к деятельности, предпочтение художественного вида деятельности среди других, проявления обучающегося перед занятием и во время него, характер поведения на занятии, отношение ребенка к работе.

Интерес рождает потребность (возможна и обратная связь) и создает мотивацию деятельности. Мотив позволяет определить цель предстоящей деятельности. не имея конкретной цели невозможно представить конечный результат, а стало быть, стимулировать начало и развитие любой деятельности, в том числе и творческой. Цель помогает отобрать способы способы и приемы достижения цели и получить творческий продукт. Анализируя результаты деятельности, выраженный в творческом продукте, можно скорректировать цель, поднимая интерес и потребности на новый более высокий уровень.

В чем же специфика творческой деятельности, и каковы условия ее мотивирования? В науке существует около шестисот определений такого понятия как творчество. Мы же остановимся на более общем. Творчество - это процесс создания объективно нового продукта, имеющего социальную значимость. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:

- продукт творчества - это то, что создано;

- процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Нас, в контексте нашего разговора, интересует процесс. В нем можно выделить основные этапы:

- определение проблемы (создание мотиводеятельности);

- определение цели предстоящей художественной деятельности;

- рождение замысла (создание набросков, эскизов и т. п.);

- планирование деятельности;

- определение приемов и способов деятельности, выбор средств воплощения замысла;

- анализ и оценка результата деятельности.

К условиям мотивации творческой деятельности можно отнести следующее:

- творческая среда учреждения;

- профессиональная компетентность педагога;

- организация процесса обучения;

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- анализ и оценка результатов творческой деятельности.

Условия обеспечения творческой среды:

1. Интеллектуальные - создаются при наличии необходимости решения педагогом профессионально - творческих задач.

2. Психологические - возникают благодаря поддержке руководством образовательного учреждения творческих начинаний педагогов; способствует формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы.

3. Материальные - предполагают наличие определенных материально - технических условий для творчества.

Компоненты творческой среды образовательного учреждения:

1. Мотивационно-целевой - постановка цели, задач, мотивация к творческой деятельности, стимулирование.

2. Содержательный - организация жизненного пространства и предметного окружения.

3. Процессуальный - овладение технологиями, методами, средствами и использование их в работе.

4. Когнитивный - создании положительного настроя.

5. Контрольно-регулировачный - контроль эффективности деятельности.

6. Рефлексивно-оценочный - оценка качества результата деятельности.

Однако центральным звеном во всем творческом процессе в образовательном учреждении является педагог. Именно от его профессионализма зависит успешность творческого процесса. Профессионализм предполагает высокую степень сформированности профессиональных компетенций.

Функционально-содержательными компонентами профессиональной компетентности являются:

- общепрофессиональная компетентность (научные и исследовательские компетенции);

- общепедагогическая компетентность (образовательные, творческие компетенции);

- специальная компетентность (педагогические, художественно - творческие и др. компетенции).

Чаще всего педагоги дополнительного образования владеют основными дидактическими принципами организации занятий в студиях и объединениях. Однако, обучение творческой деятельности предполагает специфических подходов-использования, так называемых творческих заданий. В науке выделяют три основных вида творческих заданий, которые мы представим в их иерархической последовательности.

Творческие задания:

1. Первоначальная ориентировка в творческой деятельности.

2. Целенаправленные творческие действия.

3. Самостоятельные творческие действия.

Соблюдение выделенных условий, позволит наиболее эффективно создавать мотив творческой деятельности и представить высокохудожественные выставочные работы детей.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

Бумагопластика-путь развития творческих способностей ребенка Бумагопластика – путь развития ребенка, его творческих способностей. Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства.

Конспект НОД по приобщению к театрализованной деятельности и развитию творческих способностей «В гостях у Акварельки» Цель: • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Задачи в обучении: • Закрепить знания детей о способах движения.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности» Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей.

Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности. Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные.

Роль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенкаРоль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенка Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка,.

Занятие по развитию творческих способностей детей «Сказочный город»Занятие по развитию творческих способностей детей «Сказочный город» Цель: уметь сооружать постройки из подручный материалов, дополнять их новыми деталями. Задачи: - развивать творческие способности детей;.

Семейный клуб «В гостях у Флоры» как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи В нашей группе был создан семейный клуб «В гостях у Флоры». Цель: укрепление семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной.

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка Задачи всестороннего развития: Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 12:15
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мотивация ребенка к творческой деятельности и развитию творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Инькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД