Получи документы

Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ

Галина Попова
Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ

Российская Федерация

Курганская область

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» комбинированного вида р. п. Каргаполье

641920, Курганская обл., р. п. Каргаполье, ул. Калинина 34а, тел. 8(35256)2 – 17 – 43

___

«Мини – музеи,

как инновационная педагогическая технология в ДОУ»

(из опыта работы)

Старший воспитатель

Попова Г. В.

р. п. Каргаполье

2022г.

«Мини – музеи,

как инновационная педагогическая технология в ДОУ»

Публикация «Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ» размещена в разделах

Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

И к предметно-развивающей образовательной среде ФГОС предъявляет определённые требования. Прежде всего и самое главное: предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении важна для ребёнка своей информативной функцией — каждый элемент несет определенные сведения об окружающем мире, т. е. она становится средством приобретения социального опыта.

Таким образом, ФГОС предписывает создавать условия для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка, а также развития у воспитанников инициативы и творческих способностей.

Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.

Проводя родительские собрания, в ходе личных бесед,выяснилось, что, большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этому самые разные. Во-первых, мы живём в маленьком посёлке, в котором есть только один краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Да и как в рамках детского сада можно вызвать интерес к музею? Для этого можно использовать мини – музей.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, раздевалки.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании. Дети с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

Педагогические функции мини-музея :

- образовательная (развивать зрительно-слуховое восприятие, усвоение информации);

- развивающая (активизировать мышление, развивать интеллектуальные чувства);

-просветительская (формирование умений и навыков);

- воспитательная (формирование личностных качеств);

Главная задача мини – музея – образовательно-просветительская, поэтому в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях.

Цели и задачи мини-музея :

1. Обогащение предметно-развивающей среды.

2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

6. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8. Воспитание активной жизненной позиции.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Виды мини – музеев, работающих в нашем ДОУ:

1. Мини – музеи природы.

- палеонтологический мини – музей «Мир динозавров» (группа № 10)

Цель создания:

- Обогащение предметно – развивающей среды группы;

-Создание условий для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

Задачи:

- познакомить детей с различными видами динозавров;

- способствовать формированию образа музея как собрания предметов культурно-

исторического значения;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- создать условия для развития любознательности и наблюдательности у детей;

- расширить словарный запас путём составления рассказов о динозаврах;

- мини – музей астрономии «Этот удивительный мир космоса» (группа № 3)

Цель:

- создать условия для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно научных представлений об окружающем мире (космос).

Задачи:

- познакомить детей с историей развития космонавтики;

- сформировать и закрепить первые представления о вселенной, о планетах солнечной системы, их особенностях расположении относительно солнца, о зодиакальных созвездиях.

В мини-музее дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о технике, используемой в космосе и многом другом.

Дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Эти знания находят отражение в играх, рисунках, беседах, занятиях.

2. Мини – музеи народной культуры.

Цель создания:

Формирование национального колорита (разнообразия) дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи:

- формировать нравственные качества и культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры;

- развивать и расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

- воспитывать доброжелательное общение, внимание, терпение, усердие, способность различать нравственное и безнравственное.

В нашем детском саду были организованы несколько мини- музеев по данной тематике:

- «Русская изба» (группа № 2)

- «Предметы старины глубокой» (группа № 7)

- «Русский быт» (группа № 6)

Эти экспозиции знакомят детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

Это вид мини –музеев, через предметы старины, помогает раскрыть уникальную историю своей малой Родины. У детей формируется интерес к своему прошлому, к прошлому их близких и родных.

Изучая экспонаты музея

- «Быт эпохи СССР» (группа № 5, у детей появилась возможность окунуться в мир старинных вещей времен СССР. Музей очень привлекает внимание дошкольников.. Здесь можно увидеть старинные часы, предметы посуды, письма, открытки, грамоты и учебники, шкатулку с мелкими предметами (помады, ручки, ластик, кошелек, бумажные деньги). Большое внимание привлекают старые монеты и награды времен Советского Союза.

3. Исторические мини – музеи.

Это мини – музей, посвященный истории одного предмета

- «Музей куклы» (группы № 8, № 2,

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки - куклы.

Задачи:

- формировать представления детей о музее, о различных куклах;

- познакомить с историей возникновения куклы;

- познакомить детей с материалами, из которых могут быть изготовлены игрушки;

- включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу.

Мини - музей "Часы" был создан в группе № 6 совместными усилиями педагогов и родителей.

Цель:

-создание системы работы по формированию временных представлений у детей подготовительной группы через деятельность мини - музея.

Задачи:

-учить детей пользоваться часами;

- формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости;

- развивать познавательную активность;

- расширять знания детей об умение людей ориентироваться во времени;

- воспитывать любознательность, активность.

На выставке представлены разнообразные часы: электронные, механические, настенные, наручные, песочные часы, будильники, водяные.

Деятельность мини - музея "Часы" делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия для формирования у детей чёткого представления о времени.

В канун Нового года в старшей группе № 14 был открыт мини- музей «Новогодняя открытка», где были представлены открытки 70-х, 80-х, 90-х и 00-х годов.

Ребята с интересом изучали особенности почтовых открыток прошлого века и сравнивали их с открытками сегодняшнего дня.

- «Мини-музей Головоломок» (группа № 12)

Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. И в этом поможет одно из средств развития логического мышления – это геометрические конструкторы или игры головоломки.

Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.

Цели и задачи:

- повышать уровень развития воспитанников, их логического мышления и расширять кругозор.

- развивать у детей интерес к головоломкам и истории их создания.

- развивать навыки самостоятельной работы и усидчивости.

-воспитывать настойчивость, волю, упорство и терпения в достижении цели.

Игры и атрибуты для игр расположены так, что дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности.

5. Мини – музеи искусства.

- «Мини-музей глиняной посуды» (группа № 1)

Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.

Задачи:

- содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру;

- познакомить детей с историей появления посуды в жизни человека, с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды;

- вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить глиняную посуду;

- познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной.

- сформировать умение различать виды посуды по её внешним признакам;

- расширить и углубить представления детей о глиняной посуде;

- развивать способности ребенка понимать ценность использования глиняной посуды.

- «Мини – музей вязанной игрушки» (группа №12)

Цели:

Формирование у дошкольников представлений о музее. Знакомство с историей появления нитки (пряжи, её разнообразием, способами создания, назначением. Обогащение предметно-развивающей среды группы. Формирование познавательного интереса к предметному миру; стимулирование познавательной деятельности ребёнка и его умственного развития. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов при организации мини-музея.

Задачи:

- способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать сенсорное восприятие (цвет, форма, величина);

- применение ниток (пряжи) в художественном творчестве: освоить технику создания аппликаций резаной шерстью;

- содействовать развитию творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности;

- способствовать социализации детей, развивать коммуникативные навыки и умения детей младшего возраста.

- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;

- вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;

При выборе месторасположения мини-музея учитывались принципы интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стеллажа, в групповой комнате.

- «Мини – музей деревянной игрушки» (группа № 13)

Актуальностью создания музея является расширение кругозора детей о деревянной игрушке, играх с ней. Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Игры с ними развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам.

И было принято решение создать мини-музей «Деревянной игрушки», где ребята узнали бы всё об игрушке: её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть.

Цель :

- Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования деревянной игрушки.

- Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству России как неотъемлемой части культуры.

Задачи:

- способствовать активной игровой деятельности ребенка; расширять представления

об окружающем мире;

- развивать познавательную активность ребенка, его творчество, экспериментальную

деятельность с игрушкой, сенсорное восприятие, мелкую и крупную моторику.

- воспитывать художественно-эстетическое восприятие.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

Мини - музеи оказывают бесценное влияние на воспитание детей, поскольку без прошлого нет и будущего. Дети получают яркие впечатления от знакомств с экспонатами таких музеев, ведь они могут их взять, потрогать, поиграть, использовать в любом виде деятельности.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

• Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

• У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Выставки и мини-музеи в ДОУВыставки и мини-музеи в ДОУ "Выставки и мини-музеи в ДОУ" Подготовила воспитатель: Беловодская И. Г. На данный момент в детских садах нового поколения уже выделяют.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗДидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.   Античная поговорка В современноммире активно происходят процессы.

Фотоотчет «Мини-музеи к 70-летию Победы»Фотоотчет «Мини-музеи к 70-летию Победы» В этом году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Фронтовые пути пройденные советскими.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Мини-музеи у нас в детском садуМини-музеи у нас в детском саду Организация музея - это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который может охватить своим замыслом все слагаемые.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 09:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мини-музеи как инновационная технология в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД