Лучший педагог года

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (5 фото)

Светлана Пожидаева
Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монолог для детей дошкольников более сложен, чем диалог. Он требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Для меня стало важным таким образом организовать обучение детей, чтобы сами они стали активными участниками образовательного процесса. Проработав много литературы по интересующей меня теме, я остановились на интересных находках таких авторов, как Т. В. Большева, С. В. Бойкова. Они предлагают развивать мышление дошкольников, а вместе с тем и речь, с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы заинтересовала меня. Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается у них лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Работая с детьми младшего дошкольного возраста по методике мнемотехники, я отметила, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение всего периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на речевое и интеллектуальное развитие. Работа в свободной деятельности становится разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду: дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т. д.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы начинали с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В ней можно нарисовать то, что посчитаете нужным, но изобразить необходимо так, чтобы нарисованное было понятно детям. (Приложение 1. Этапы работы по мнемотаблице). Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Также можно “спрятать” персонажи в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (2 треугольника, медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением «зубов», тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить персонаж другой графической заставкой.

Фото №1 Развитие ребенка

В начале обучения не используется метод графической зарисовки, но постепенно уже в старшей группе вводится кодирование информации частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии.

Один из приемов мнемотехники, который я использую в работе - коллаж. Это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие фотографической памяти, устной речи, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе

Еще такой интересный прием, как работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т. д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая. Так как дети младшего возраста очень любопытны, и им трудно сдержаться, не открыв глаза, я использую для этой игры традиционный «чудесный мешочек». Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать самостоятельно нужную из большого количества в мешочке. Затем составляется рассказ-описание животного, используя мнемоквадраты или мнемотаблицу.

Фото №3 Монолог для детей дошкольников более сложен чем диалог

Увидев ценность мнемоники, ее результативность мы включаем данную технику во многие виды занятий. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон, как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания различных предметов и т. д. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Совместно с воспитателями, дети изготавливают мнемотаблицы на программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели растений и ухода за ними, признаков живой природы и т. д.

Фото №4 Он требует лучшей памяти более напряженного внимания к содержанию и форме речи

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируются первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно дать полную характеристику звука? В этом помогут схемы-таблицы «Волшебные домики», которые облегчат детям усвоение материала по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным, так и акустическим признакам.

Вывод: Результатом проделанной работы стало:

- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;

- значительное расширение активного словаря;

- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Задачи: -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитатель Тарасова В. В. Тема "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного.

Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста. Задачи: -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность,.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей «Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!».

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Обсудить с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 17:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пожидаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД