МААМ-картинки

Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности

Юлия Гончарова
Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности

Тема:

«Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности»

Составитель:

музыкальный руководитель

Гончарова Юлия Александровна

г. Краснодар, 2019 г.

Содержание.

1. Актуальность работы… стр. 3

2. Перспективность и научно-методическое обоснование… стр. 3

3. Логопедические распевки…. стр. 6

4. Вывод…. стр. 27

Публикация «Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Список используемой литературы

1. Актуальность работы

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

Актуальность предложенного методического пособия заключается в системе подачи логопедического материала, которая представляет собой движение от простого к сложному. Основной принцип - тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Подробнее остановлюсь на логопедических распевках. Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Такие песенки можно подобрать на разные темы и использовать их на своих занятиях. Например, пропевание гласных звуков на занятии развития речи.

2. Перспективность и научно-методическое обоснование

Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).

В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.

Логопедические песенки-распевки для детей – это упражнения, что не только позволят детям научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Каждый год из дошкольного периода детства очень важен для совершенствования речевых навыков ребенка. Поэтому начинать заниматься можно уже в три года. Сначала поют отдельные гласные и слоги, потом переходят к скороговоркам и несложным песням.

Веселые и интересные распевки – залог успеха любого музыкального занятия, они помогают разогреть голос и настроить детей на рабочий лад. Музыкальные руководители (особенно в детских садах коррекционной направленности) должны тщательно и творчески подходить к выбору материалов для этой части музыкальной деятельности.

Логопедические распевки проводятся с опорой на яркий и красочный наглядный материал. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

В своей работе я пользуюсь логопедическими распевками известных логопедов и музыкантов : Т. С. Овчинниковой, Н. В. Нищевой, Е. А. Никитиной, С. И. Мерзляковой. Эти песенки нужно прослушивать и учить в том порядке, в котором происходит освоение звуков языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков, затем выговариваются слоги с «трудными» согласными («с», «з», «л» «р» и др., например: «Са-са-са – это хитрая лиса. Су-су-су – и живёт она в лесу. Сы-сы-сы – много дела у лисы. Со-со-со – она крутит колесо». Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. При затруднениях учитель может беззвучно демонстрировать правильную артикуляцию на своём примере. Также пропевание песенок можно сопровождать определенными упражнениями. Разучивание песенки начинаем с проговаривания текста вместе с учителем, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п. Во время пропевания обязательно должны присутствовать движения. Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Например, при работе со звуком «А» нужно показать ладонь с широко расставленными напряжёнными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. А со звуком «О» - все пальцы собраны в кольцо.

Логопедические попевки предназначены:

1. Для работы с детьми над дикцией :

а) Песенки со свистящими звуками.

б) Песенки со свистящими и шипящими звуками.

в) Песенки со звуками [Ль] и [Л].

г) Песенки со звуками [Р] и [Л].

д) Песенки с другими звуками.

е) Песенки-небылицы.

2. Благодаря таким песенкам мелодии, тексты, ритмы легко запоминаются, поскольку изложены в доступной форме, что позволяет проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в веселой, занимательной форме.

Логопедические попевки могут использовать в своей работе не только музыкальные руководители, но и логопеды и учителя-дефектологи.

3. Логопедические распевки

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ РАЗВИВАЕТ

чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям);

дикцию, артикуляцию, дыхание;

артистические способности (жесты, мимику, через театральные этюды)

Логопедические распевки Т. С. Овчинниковой

Музыкальная голосилка

А-а-а-а-у-у-у-у,

А-а-а-а-о-о-о-о,

А-а-а-а-и-и-и-и,

А-о-у-и-э-э-э-э

Главной педагогической задачей является выработка кантилены. Особое внимание уделяется выравниванию, округлению звучания гласных, работа по округлению «белого» звука. Характер звука должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования при головном звучании (фальцетном). Основное внимание необходимо уделять выработке чистого унисона.

Гуси га-га

Гуси медленно идут,

Вперевалочку бредут.

Гуси га-га-га

Гогочут,

Будто весело хохочут.

Га-га-га-

Га-га-га

С перепонками нога.

Следить, чтобы дети активно активно открывали открывали рот при пропевании га-га-га.

Я серенький зайчишка,

Трусишка ой-ой-ой.

Скачу, скачу вприпрыжку,

Спешу, спешу домой.

Ой-ой-ой - ой-ой-ой– 4 раза

За мною волк погнался,

От злости весь дрожа.

Но я не испугался,

А взял да убежал.

Ой-ой-ой - ой-ой-ой – 4 раза

Теперь гулять без папы,

Без мамы не пойду,

А то однажды в лапы

Я т к волку попаду.

Ой-ой-ой - ой-ой-ой – 4 раза

Петь все куплеты в разных характерах: 1-й весело, 2-й испуганно, 3-й горделиво. Работать над staccato. Добиваться звучания согласного после гласного в ОЙ. Прохлопать по коленям ритмический рисунок на ОЙ.

Музыкальная скороговорка ЗА

За-за-за-за-зу-зу-зу-зу

За-за-за-за-зо-зо-зо-зо

За-за-за-за-зи-зи-зи-зи

За-зо-зу-зи-зэ-зэ-зэ-зэ

Петь с разной динамикой, с разными штрихами (слитно, раздельно).

Колыбельная (Ю)

Ё, ю, ю,

Колыбельную пою.

Ю, ю, ю

Колыбельную пою.

Баюшки – баю

Деточке пою.

Работать над legato. Добиваться ласковых, нежных интонаций на p.

Лиса

Са-са-са -

Это хитрая лиса.

Су-су-су

И живёт она в лесу.

Сы-сы-сы

Много дела у лисы.

Со-со-со

Она крутит колесо.

Следить, чтобы звучало СА, а не смягченная СЯ.

Караси

Си-си-си-си-си-си

В водоеме караси.

Ся-ся-ся-ся-ся-ся

Вот поймать бы карася.

Се-се-се-се-се-се

Карасей ловили все.

Ся-ся-ся-ся-ся-ся

Не поймали карася.

Чередовать пение и хлопки. Придумать оркестровку, используя хлопки и шлепки.

Зелёная песенка

В зеленом, в зелёном, в зелёном лесу

Зелёный листок, как флажок, я несу.

Зелёная шишка под ёлкой лежит,

Зелёная музыка где – то звучит.

Зелёный кузнечик в зелёной стране

Играет зелёную песенку мне.

На примере этой песни объяснить детям, что такое вальс.

Змея

Шуршит змея: ш-ш-ш-ш,

Шипит змея: ш-ш-ш-ш.

Ползет, ползет, старается:

Ш-ш-ш-ш…

Опасная ш-ш-ш-ш…

Ужасная ш-ш-ш-ш…

Пружиной извивается

Обманчив тихий шорох и покой,

Напасть она готова в миг любой.

Не принимай змеиный комплимент -

Змея тебя предаст в любой момент.

Следить за правильной артикуляцией и произнесением звука «ш»

Жираф

Чтоб жираф не был простужен,

В стужу шарф жирафу нужен.

И жена жирафу вяжет

Шесть шарфов из рыжей пряжи.

Исполнять песенку, отстукивая ритм.

Мишка

Че-че-че-че

Грязь у мишки на плече.

Чу-чу-чу-чу

Искупать его хочу.

Чи-чи-чи-чи

Тише, мишка, не ворчи.

Ча-ча-ча-ча

Ведь вода не горяча.

Учимся петь portato, тяжело и степенно.

Игра

Ас, ас, ас, ас,

Ах, как весело у нас!

Ус, ус, ус, ус

Выбирай игру на вкус!

Оз, оз, оз, оз,

Мчится быстрый паровоз!

Ис, ис, ис, ис

А теперь поем на «бис»

Работать над исполнением в разных темпах.

4. Вывод

Работая с учащимися с умеренной умственной отсталостью в течение трёх лет, я убедилась в том, ежедневное применение логопедических распевок, направленных на автоматизацию звуков и четкости речи, наиболее эффективно поможет ребенку с умеренной умственной отсталостью скорректировать речь. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают им радостное настроение, ребенок с удовольствием пропевает их, занятия становятся веселыми и ненавязчивыми.

Все логопедические попевки направлены на выработку четкой речи у детей, на автоматизацию звуков. Тексты логопедических песенок вызывают интерес у детей, создают им радостное настроение, ребенок с удовольствием подпевает их, занятия становятся веселыми и не навязчивыми.

Список используемой литературы :

1. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. - Санкт-Петербург : ООО "ИПЦ "КАРО", - 2009.

2. Никитина Е. А. Музыкальные игры для детей 5-7 лет, с нотным приложением. - Москва: ТЦ «СФЕРА», 2015.

3. Мерзлякова С. И., Учим детей петь /5-6 лет/, песни и упражнения для развития голоса – Москва: ТЦ «Сфера», 2019

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьмиИспользование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Картотека песенок-распевок по интонационным оборотамКартотека песенок-распевок по интонационным оборотам Для детей старшего дошкольного возраста с использованием иллюстративного материала Интонационный оборот: 5-3-1 1. Бубенчики висят, Качаются,.

Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Организуя театральные игры с детьми дошкольного возраста мы часто наблюдаем случаи отказа детей от участия в этом виде деятельности. Если.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности
Опубликовано: 23 мая 2020 в 17:38
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование песенок-распевок в работе с детьми с ОНР в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД