Получи документы

Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук

Наталья Полшкова
Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук

Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. И это закономерно. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Публикация «Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы решили вести с детьми углубленную работу в этом направлении, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).

Поставили следующие цели и задачи:

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память, речь детей;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение

Поставленные задачи, мы решаем с помощью игровых технологий.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

- в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

- Развитие мелкой моторики мышц кистей;

- Развитие координационных способностей;

- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

- Формирование фонетического слуха;

- Развитие устной речи;

- Формирование четкости артикуляции;

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Первое с чем встречается ребенок в логопедической группе – это предметно-развивающая среда. В группах в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики.

Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, конструкторами, застежками, шнуровками.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, шаблоны, лекала для обведения, раскрашивания, штриховки, бумага, и т. д.

В театральной зоне: разные виды театра.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов, мозаик детям предлагаются:

Пробки от пластиковых бутылочек (красные, синие и зеленые для звукового анализа; всех цветов – для игр на запоминание названий цветов; просверленные посередине – для нанизывания бус;

Веревки – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

Клавиатура старого компьютера, кнопочные телефоны и т. п. – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

Игрушки типа копилок для попадания в прорези мелкими предметами;

Баночки с сыпучими веществами (горохом, рисом, фасолью и т. п.) для их перебирания и перекладывания. Крупа очень хорошо подходит для так называемого «пальчикового рисования», она создает очень интересный эффект. «Рисовать» можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего — белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем — «холст» готов! Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т. д.).

Детям очень нравится ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Для этого используются ворсистые нитки и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить руками, укладывают ее по контуру, трафарету или по своему желанию и на бумаге появляется выложенный контур фигуры. Сначала выкладываются контуры простых фигур, затем более сложных. Когда дети хорошо усвоят технику «ниткописи», можно предложить выкладывать целые картины.

Обучаем детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Материал даем в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик – ежик.

Проводим кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Используем следующие упражнения: «Кулак-ладонь», «Оладушки», «Лягушка» и перебор пальцев. Все движения сочетаются с текстом.

Следующий вид работы - составление фигурок из счетных палочек. В группах имеется набор счетных палочек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой

Особое внимание уделяют педагоги упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т. д.)

Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном проводятся в блоке совместной деятельности. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

Вначале необходимо произнести скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделать вместе с детьми. У кого из детей не получается, нужно взять его руки в свои и вместе выполнить движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой можно менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок (флажок, очки, стол, стул, бочка, дом и т. д., различные животные). Когда дети свободно будут изображать их, начинаем при помощи пальцев инсценируем различные рифмованные истории, потешки, стихи. Более сложный вид – разыгрывание небольших сценок с текстом и сопровождая его показом руками фигур, например, инсценировка рассказов при помощи рук.

Увлекает детей техника оригами. Доступный и достаточно дешевый материал в оригами – любая бумага, но не слишком толстая и жесткая. Специалисты-медики считают, что занятия оригами позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

С первых же занятий дети учатся проглаживать на столе лист бумаги подушечками пальцев, в итоге получается двойной результат: хорошо сложенный лист бумаги и массаж подушечек пальцев.

Комплекс ритмических движений при занятии оригами, способствует выполнению симметричных асимметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамикой координации. Данная работа дает возможность ребенку работать двумя руками одновременно, очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

В использовании игровых технологий развития мелкой мускулатуры рук необходимо придерживаться следующих правил:

Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Работу проводить регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. И это закономерно. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы решили вести с детьми углубленную работу в этом направлении, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (со старшей группы).

Поставили следующие цели и задачи:

1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

произвольное внимание;

логическое мышление;

зрительное и слуховое восприятие;

память, речь детей;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение

Поставленные задачи, мы решаем с помощью игровых технологий.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

- в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

- Развитие мелкой моторики мышц кистей;

- Развитие координационных способностей;

- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

- Формирование фонетического слуха;

- Развитие устной речи;

- Формирование четкости артикуляции;

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Первое с чем встречается ребенок в логопедической группе – это предметно-развивающая среда. В группах в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики.

Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, конструкторами, застежками, шнуровками.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, шаблоны, лекала для обведения, раскрашивания, штриховки, бумага, и т. д.

В театральной зоне: разные виды театра.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов, мозаик детям предлагаются:

Пробки от пластиковых бутылочек (красные, синие и зеленые для звукового анализа; всех цветов – для игр на запоминание названий цветов; просверленные посередине – для нанизывания бус;

Веревки – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

Клавиатура старого компьютера, кнопочные телефоны и т. п. – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

Игрушки типа копилок для попадания в прорези мелкими предметами;

Баночки с сыпучими веществами (горохом, рисом, фасолью и т. п.) для их перебирания и перекладывания. Крупа очень хорошо подходит для так называемого «пальчикового рисования», она создает очень интересный эффект. «Рисовать» можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего — белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем — «холст» готов! Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т. д.).

Детям очень нравится ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Для этого используются ворсистые нитки и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить руками, укладывают ее по контуру, трафарету или по своему желанию и на бумаге появляется выложенный контур фигуры. Сначала выкладываются контуры простых фигур, затем более сложных. Когда дети хорошо усвоят технику «ниткописи», можно предложить выкладывать целые картины.

Обучаем детей приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Материал даем в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик – ежик.

Проводим кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Используем следующие упражнения: «Кулак-ладонь», «Оладушки», «Лягушка» и перебор пальцев. Все движения сочетаются с текстом.

Следующий вид работы - составление фигурок из счетных палочек. В группах имеется набор счетных палочек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой

Особое внимание уделяют педагоги упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т. д.)

Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном проводятся в блоке совместной деятельности. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.

Вначале необходимо произнести скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделать вместе с детьми. У кого из детей не получается, нужно взять его руки в свои и вместе выполнить движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой можно менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок (флажок, очки, стол, стул, бочка, дом и т. д., различные животные). Когда дети свободно будут изображать их, начинаем при помощи пальцев инсценируем различные рифмованные истории, потешки, стихи. Более сложный вид – разыгрывание небольших сценок с текстом и сопровождая его показом руками фигур, например, инсценировка рассказов при помощи рук.

Увлекает детей техника оригами. Доступный и достаточно дешевый материал в оригами – любая бумага, но не слишком толстая и жесткая. Специалисты-медики считают, что занятия оригами позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.

С первых же занятий дети учатся проглаживать на столе лист бумаги подушечками пальцев, в итоге получается двойной результат: хорошо сложенный лист бумаги и массаж подушечек пальцев.

Комплекс ритмических движений при занятии оригами, способствует выполнению симметричных асимметричных движений, переключению с одного действия на другое, динамикой координации. Данная работа дает возможность ребенку работать двумя руками одновременно, очень часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи.

В использовании игровых технологий развития мелкой мускулатуры рук необходимо придерживаться следующих правил:

Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Работу проводить регулярно, систематически.

Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии по теме «Корова»Игровые технологии по теме «Корова» 1. Театрализация песни «Кто пасется на лугу.» (см. видео)-"Далеко,далеко на лугу пасутся ко. " 2. Беседа с детьми по плану с использованием.

Игровые технологии по теме «Коза»Игровые технологии по теме «Коза» Одной из форм организованной образовательной деятельности является педагогическая игра. Она вовлекает дошкольника в активную работу,развивает.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 17:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии развития мелкой мускулатуры рук» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полшкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД