Папки-передвижки

Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности

елена дорошко
Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности

Актуальность выбранной темы.

На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками и наблюдая за детьми во время самостоятельной деятельности на прогулке было замечено, что дети порой жестоко и негуманно относятся к природе. Это не только наносит вред окружающему миру, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.

Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

Публикация «Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности» размещена в разделах

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Развивать познавательный интерес к живой природе, научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Поэтому была поставлена цель: способствовать формированию экологических знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.

Задачи:

- Формировать представления детей об окружающем мире.

- Развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.

- Воспитывать гуманное и бережное к природе.

Пути реализации:

- создание условий, ППРС в группе;

- использование различных форм и методов работы с детьми;

- обеспечение непосредственного общения детей с живой природой;

- экологическое просвещение родителей.

Методы и формы работы :

1. Организованные:

– экскурсии,

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе,

– непрерывная образовательная деятельность.

2. Совместная деятельность :

– наблюдения в уголке природы,

– наблюдение за трудом взрослых на прогулке,

– целевые прогулки на природе,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах,

– рассматривание картин из жизни диких животных,

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе,

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность,

экологические акции с родителями,

– игры (подвижные, дидактические, музыкальные,

различные виды художественно-эстетической деятельности на экологическую тематику,

– изготовление и обыгрывание макетов «дикие животные, домашние животные».

Предполагаемый результат:

- повышение познавательного интереса к природе;

- накопление определённого багажа знаний, умений;

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- творческая активность воспитанников.

План работы по самообразованию

Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Сентябрь Мониторинг.

Наблюдения за природой.

Прогулки по территории детского сада.

Наблюдение за дождем.

Цель: Закрепить осенние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Знакомить с таким явлением, как дождь.

Рисование «Осенний листопад», «Дождь».

Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности : рисовать листья на деревьях, дождь с помощью мазков.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

НОД: «Кошка и ее котята»

Цель: Формировать представление о домашних животных: кошке и котятах; развивать интерес к перевоплощению и звукоподражанию, сенсорные эталоны: шерстка мягкая пушистая и т. д. действовать по показу взрослого; формировать любовь к домашним животным.

Рисование: раскрашивание силуэта кошки и котят.

Лепка: «Покормим кошечку».

Чтение художественной литературы: потешки «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота», В. Сутеев «Три котенка».

Слушание песенки «Серенькая кошечка».

НОД «Собака и ее щенки»

Цель: Формировать представление о домашних животных: собака и щенки; развивать интерес к перевоплощению и звукоподражанию; формировать бережное отношение к животным.

Рисование: раскрашивание силуэта собачки.

Лепка: «Витаминки для щенка» Развитие речи: рассматривание картины «Собака со щенками»

Чтение художественной литературы: стихотворение Берестова «Щенок»

Подвижная игра: «Лохматый пёс».

Игры с водой «Водичка, водичка»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная.

Игры с песком «Печем печенье».

Цель: Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. Папка - раскладушка «Осенние прогулки с малышами».

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Создание картотеки «Дидактических игры по экологии в младшей группе»

Разработка серии конспектов совместной образовательной деятельности по экологическому развитию детей.

Октябрь Наблюдение за листопадом.

Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.

Осмотр участка.

Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.

НОД «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи - морковь, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

НОД «У дедушки в гостях». Знакомство с фруктами.

Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.

Наблюдение за комнатными растениями.

Наблюдение за поливом комнатных растений.

Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы.

НОД «Курочка и ее цыплята».

Цель: формировать представление о домашних птицах, учить звукоподражанию, развивать способность к двигательно - образному перевоплощению, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Рисование: «Зернышки для цыплят» Лепка: «Покормим цыплят»

Чтение художественной литературы:

К. Ушинский «Непослушный цыпленок», сказка «Курочка Ряба».

Слушание песенки: «Вышла курочка гулять».

Подвижная игра «Курочка-хохлатка» Консультация «Игры на прогулке с песком и водой»

Изготовление эколого – дидактических игр :

«Овощи и фрукты».

«Чей малыш?».

Ноябрь Наблюдения за природой, птицами зимой. Подкормка птиц.

Цель: Формировать у детей желание заботиться о птицах, учить узнавать птиц, называть части тела. Воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать желание помогать птицам зимой.

Наблюдение «Белый снег пушистый»

Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. Учить любоваться снегом.

Целевая прогулка «Волшебный снежный ком».

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

НОД «Путешествие в деревню». Знакомство с козой и козленком.

Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями.

Чтение художественной литературы: А. Барто «Козленок», сказка «Волк и семеро козлят», потешки: «Коза рогатая», сказка «Коза-Дереза».

Музыка: «Жил-был у бабушки серенький козлик».

Д/ игра: «Чей детеныш.

Рисование: «Нарисуем травку».

Слушание песен: «Далеко на лугу пасутся ко…»

Наблюдение за комнатными растениями.

Цель: закреплять знания об строении растений, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?»

Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!».

Изготовление кормушек.

Декабрь Наблюдения за зимней природой, явлениями, изменениями в природе.

Цель: формировать представления о зиме, об особенностях зимней погоды.

Наблюдения за зимней одеждой. Как одеты люди.

Цели: учить устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей, закреплять названия предметов зимней одежды, обогащать словарь, развивать наблюдательность, навыки связной речи, воспитывать любознательность.

Наблюдение «Как снег становиться водой».

Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя.

Рассматривание картин о зиме, зимних играх и развлечениях.

Беседа «Как мы играем зимой»

Цель: расширять преставления детей о зимних играх и забавах, расширять словарь детей. Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.

Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку».

Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью, воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки)

НОД: «Зайчиха и ее зайчата». Цель: Формировать представление о диких животных; развивать двигательную координацию и активность; формировать любовь и бережное отношение к диким животным.

Рисование: «Нарисуем дорожку для зайчика».

Рассматривание картины и беседа: «Зайчиха с зайчатами».

Чтение художественной литературы: стихотворение А. Барто «Зайка».

Подвижная игра: «Зайка серенький сидит».

Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса. Уход за комнатными растениями.

Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений. Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе» Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы».

Презентация темы самообразования.

Январь Наблюдение за снегопадом.

Цели: Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.

Беседа «Холодно ли птицам зимой».

Наблюдение за птицами на кормушке.

Подкормка птиц на прогулке.

Цель: развивать внимательность, умение различать птиц, вызвать интерес к окружающему.

Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки».

Цель: показать, что цветная вода превратилась в цветной лед (твердый, холодный, блестящий, льдинками можно украсить елку.

Д/игра «Большие-маленькие»

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие»«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)

НОД: «Дикие звери зимой».

Цель: дать детям представление о диких животных, их особенностях, повадках, питании.

Рисование: «Шишки для мишки». Лепка: «Ягодки для лисят».

Рассматривание иллюстраций и беседа: «Медведи», «Волчица и ее волчата», «Лиса с лисятами».

Чтение художественной литературы: сказки «Теремок», стихотворений А. Барто «Уронили мишку на пол», «Волк и семеро козлят». Консультация «Воспитание любви к природе».

Февраль Наблюдение за птицами зимой.

Цели: углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

Уход за комнатными растениями.

Цель: Продолжать знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

НОД «Прогулка на ферму к домашним животным».

Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными. Развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности.

Рисование: «Хвостик для лошадки».

Лепка: «Угощение для животных».

Рассматривание иллюстраций: «Домашние животные», «На ферме».

Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Усатый полосатый», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Коза-дереза».

Д/ игра: «Найди, кого назову», «Кто что ест», «Найди детёныша». Изготовление «Д/ игр: «Кто что ест», «Найди детёныша».

Март Наблюдения в природе весной.

Рассматривание сосулек.

Цель: Формировать представления о весенних представлениях в природе. Показать свойства снега весной. Знакомить детей с сезонным явлением – сосульками. Активизировать словарь детей : сосульки, длинные, короткие, толстые, холодные, твердые. Формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.

Приметы ранней весны.

Цели: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Посадка репчатого лука.

Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с тем, что для роста зелени нужна вода.

Наблюдение за ростом лука.

Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода.

П/ игра: «Через ручеёк».

Беседа: «Мамы и их малыши».

Цель: Формировать представление о диких и домашних животных и их детенышах, воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Рассматривание иллюстраций и беседа: «Домашние животные и детеныши».

Д/ игра: «Кто как кричит», «Чья мама?».

НОД «Ищем солнышко весной».

Цель: Формировать у детей элементарные представления о явлениях в природе, развивать речевую активность.

Рисование: «Лучики для солнышка».

Лепка: «Солнышко».

Чтение художественной литературы о весне.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Апрель Наблюдение за таянием снега.

Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег чернеет, появляются проталины, ручьи.

Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.

Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик».

Беседы: «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации).

Рассматривание картин о весне.

Занятие «Волшебная сосулька».

Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода.

Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.

Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.

НОД «Лесные беспорядки».

Цели: Формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Д/ игры: «Кто что ест». «Найди детёныша».

Лепка: «Угощение для животных».

Рисование в раскрасках для самых маленьких «Животные». Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Изготовление экологической игры : «Кто, где живёт?»

Май Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками».

Цель: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.

Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна».

Цель: Создать детям радостное и веселое настроение. Расширить представления детей о полевых цветах.

Игры в песочнице.

Цель: закрепление знаний свойств песка.

НОД «В мире животных».

Цель: Формировать у детей представление о домашних и диких животных: их внешнем виде, питании, особенности образа жизни.

Д/ игры: «Чей детеныш «Найди маму».

Игры на развитие фонематического слуха: «Послушай, кто тебя позовет?»

Рисование: «Дом для животных».

Лепка: «Одуванчик».

Мониторинг детей группы.

Самоанализ по изучаемой теме. Презентация опыта работы по теме самообразования.

Консультация

«Прогулка с детьми в лес»

Привлечь родителей к благоустройству территории детского сада (посадка цветов на клумбе, работа на огороде и т. д.). Презентация опыта работы по теме самообразования.

Мониторинг.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 17:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологического сознания детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем елена дорошко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД