Получи документы

Формирование у детей безопасного поведения в быту в социуме и природе по средствам игровых обучающих ситуаций

наталья немкова
Формирование у детей безопасного поведения в быту в социуме и природе по средствам игровых обучающих ситуаций

Забота о детях является первостепенной задачей, поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной. Напомню, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих.

Вот некоторые из них:

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);

Публикация «Формирование у детей безопасного поведения в быту в социуме и природе по средствам игровых обучающих ситуаций» размещена в разделах

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищённость человека (социальная психологическая безопасность).

Говоря о безопасности ребёнка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие его особенности:

• стремление ребёнка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребёнка — дошкольника, их несколько, но я решила остановить своё внимание на мой взгляд, на наиболее важных.

• Опасность нанесения вреда своему здоровью;

• Опасность, с которыми ребёнок может столкнуться на дорогах;

• Опасность контакта с огнём.

• Опасность контакта с природой.

Для формирования у детей понятий об основах личной безопасности необходимо было выбрать не только современные формы и методы работы, но и сделать познание этих правил активным и постоянным. Это стало возможным благодаря использованию в работе технологии игровых обучающих ситуаций. Данная технология способствует осознанному выполнению правил поведения у детей, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому включение игровых действий в процесс обучения позволяет сформировать у дошкольников основы безопасного поведения, научит бережному и заботливому отношению к своему здоровью. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией.

Характеристика ИОС

• короткий и несложный сюжет;

• оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой;

• специально организованное игровое пространство;

• обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

Основная цель данного направления - показать эффективность использования игр и игровых обучающих ситуаций в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, в социуме, в природе.

Обозначенная цель конкретизируется в следующих задачах:

• Подобрать и систематизировать игры и игровые обучающие ситуации по безопасности;

• Составить перспективное планирование работы по безопасности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр и ИОС;

• Создать развивающую предметно - пространственную среду (приобретение и изготовление необходимых сюжетных игр, игрушек, муляжей фруктов, овощей, наглядного материала; оформление уголка ПДД и противопожарной безопасности);

• Использовать разнообразные игры и игровые обучающие ситуации в работе с детьми;

• Провести мониторинг сформированности у воспитанников знаний основ

безопасности жизнедеятельности.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе – один из основных этапов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. В группе создан «Уголок безопасности», в оснащение которого вошли дидактические игры и пособия, тематические альбомы, макеты, подборка художественной литературы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, накладная атрибутика, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Игровой материал представлен дидактическими, настольными играми: «Азбука безопасности», «Осторожно, дорога!», «Как избежать неприятностей?», «Чтобы не попасть в беду», «Не играй с огнем!», плакатами «Учим правила безопасности!», «Опасно!». С их помощью дети учились умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания безопасного поведения на дорогах, в быту.

Кроме того, в режимные процессы включались ежедневные «Минутки безопасности» («Вежливые слова», «Мы идем в гости», «Приветствия и прощания», «Разговор по телефону», «Дорога и перекресток», которые помогали закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

В подвижных играх «Пожарные на ученье», «Ловишки», «Перебежки», «Кто быстрее?» не только обогащался жизненный опыт детей, но и совершенствовались двигательные навыки и умения, ловкость, быстрота, координация движений.

Так же с целью привития практических навыков поведения проводились сюжетно-ролевые игры «Служба спасения», «Пожарная часть», «Отдых в лесу» и. т. д

Для моей работы особое значение имели игры-загадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета».

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Содержанием загадок является окружающая действительность: предметы труда и быта. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, игра-загадка «Огнетушитель», главный герой которой Бывалый Огнетушитель.

Цель данной игры обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об огнетушителе, готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Для чего нужен огнетушитель?».

Игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требовала понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства.

Кроме перечисленных выше форм работы проводились и другие виды деятельности: труд, наблюдение, беседа, рассматривание, но и в них были внесены элементы игры. По окончании данного этапа, мной было замечено, что дети всё чаще стали разворачивать сюжеты игр с тематическим содержанием, читать книги и рассматривать иллюстрации.

Игры и игровые обучающие ситуации использовались, как в ООД, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

При организации игровых обучающих ситуаций по ОБЖ мною использовались следующие методы и приемы:

• Метод сравнения.

Дети могут сравнить: огонь – это хорошо или огонь – это плохо. Например, детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.

• Метод моделирования ситуаций.

Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование ситуаций: дым в группе, что ты будешь делать, твои действия, подай ножницы правильно. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

• Экспериментирование и опыты.

Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

• Придумывание сказок на разные темы.

Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогали игры-драматизации.

Работа по совершенствованию образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста при помощи использования игр и игровых обучающих ситуаций осуществлялась мной в тесном сотрудничестве с семьёй. При совместном творчестве педагога, воспитанников и их родителей были созданы объекты, имитирующие потенциально опасные предметы, а также изготовлены макеты домашней обстановки, улицы, двора, леса для закрепления правил безопасности дошкольников. В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Для этого:

• в уголке для родителей размещены материалы по обучению основам безопасной жизнедеятельности по темам «Не оставляйте детей без присмотра», «Что нужно делать при пожаре?», «Как вести себя во время пожара?», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Обращение с электрическими приборами», «Правила поведения при пожаре»;

• на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивается моральная ответственность, которая лежит на взрослых;

• родители привлечены для участия в проектной деятельности.

Таким образом, воспитание безопасности – непрерывный, систематический процесс, который зависит не только от оснащения его самыми современными технологиями и оборудованием, но прежде всего от грамотности и компетентности воспитателя в области данной проблемы, от умения слаженно взаимодействовать с детьми, сотрудничать с родителями и социумом.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей безопасного поведения в быту в социуме и природе по средствам игровых обучающих ситуаций
Опубликовано: 18 мая 2024 в 06:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей безопасного поведения в быту в социуме и природе по средствам игровых обучающих ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем наталья немкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД