Папки-передвижки

Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Люся Сергеевна Шубенок
Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

 Развитие мелкой моторики - неотъемлемая составляющая развития ребёнка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребёнка к школе, а развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.

Публикация «Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем раньше начать работу с ладошками, тем быстрее ребёнок скажет первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.  

Детские педагоги психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.

Наблюдая за детьми в первой младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие – застегивать, расстегивать застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда мной была начата работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивая моторику, учитывала возраст и возможности ребёнка, соблюдая последовательность:

Первый раз показывала упражнение и объясняла, как это делать.

Второй раз выполняла упражнения вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.

На третий раз предлагала ребёнку выполнить задание самостоятельно

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики у детей приносила плоды, я провожу её регулярно и последовательно от простого к сложному. Длительность упражнений составляет 2- 5 минут ежедневно.

Мы разучиваем большое количество пальчиковых игр. Эти игры я стараюсь использовать как на занятии, так и в повседневной жизни. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения строила таким образом, чтобы сочетались сжатия, растяжения, расслабления кисти рук, а также я использовала изолированные движения каждого из пальцев.

Например: «Дождик», «Снежки», «Этот пальчик…» и т. д.

Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют :

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

составляем простые фигуры из пальцев и ладоней: колечко, ковшик, кораблик, домик, ворота, замок, очки, цепочка, ёжик.

В моей группе много игр для развития мелкой и тонкой моторики, которые мы делали своими руками:

«Волшебные горошины»

Игры с прищепками: делаем лучики для солнышка и т. д.

«Бусы»- надеваем бусинки на шнурок.

Различные игры-шнуровки,

На шнурки дети надевают любые игрушки имеющие отверстия.

Разрезные картинки из 3- 6 частей.

Большая роль в развитии моторики отводится играм со сборно - разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидками разных размеров в виде колец или колпачков.

С удовольствием дети играют мозаикой, в «пазлы», раскладывают бусинки и пуговицы по цвету и размеру.

Очень любят ребята когда мы проводим игры-эксперименты с водой -переливание воды из ёмкости в ёмкость ложечками, игрушечными бокальчиками, мелкими резиновыми игрушками и т. д.

С водой и мылом: пускаем мыльные пузыри, стираем кукле одежду, купаем игрушки, пинцетом вылавливаем плавающие на поверхности воды кусочки бумаги.

Исследуем свойства бумаги: бумагу, салфетки комкаем, разглаживаем ладошкой, рвём на кусочки.

Экспериментируем также с песком, крупой, горохом, фасолью (ищем в них мелкие игрушки, рассыпаем, собираем руками или с помощью совочка, лепим куличики из песка, рисуем пальчиком). Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует ручку малыша, развиваются его тактильные ощущения.  

При организации рисования я использую различные методы и приемы, что хорошо развивает правильный захват пальцев, способствует развитию у ребенка красивого почерка. Мы рисуем пальчиками, карандашами, кисточками, трафаретами, замазываем пластилином рисунки (рыбку, мячик).

Развиваем моторику и лепкой, чтобы раскатать кусочек пластилина требуются определённые усилия, что тренирует силу рук. Главное условие всего вышесказанного - чтобы дети играли экспериментируя с удовольствием.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в развитии детей :

увеличивается словарный запас детей, речь становится более эмоциональной и выразительной;

кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

укрепляется физическое и психическое здоровье детей;

повышается любознательность, пытливость;

дети овладевают рациональными приемами обследования;

дети активны при взаимодействии с взрослым;

у детей проявляется желание творить;

повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

  Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности,

в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволят  преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.

Публикации по теме:

Влияние совершенствования мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста» «Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов В течение дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 13:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» (включая файлы) размещена пользователем Люся Сергеевна Шубенок в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД