Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Марина Дмитриевна Токарь
Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: повысить уровень умственного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры.

Дошкольный период – первоначальная стадия усвоения социального опыта, в котором ребенок развивается под влиянием воспитания и впечатлений от окружающего мира. В этом возрасте проявляется интерес к взрослой жизни и работе. Игра является одной из основных деятельностей дошкольников и играет важную роль в их обучении и воспитании, особенно в подготовке к школе.

Термин "дидактическая игра" указывает на то, что она направлена на интеллектуальное развитие детей (способность сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, выражать свои мнения, делать выводы) и, следовательно, является прямым средством их интеллектуального воспитания.

Во время дидактической игры разные умственные процессы активно задействованы и контролируются: чтобы понять и овладеть игрой, необходимо внимательно прослушать и понять объяснение воспитателя. Задачи в игре требуют сосредоточенности внимания, активного участия анализаторов, процессов различения, сравнения и обобщения.

При планировании дидактической игры необходимо учитывать содержание программы и конкретные цели умственного воспитания, которые должны быть достигнуты внутри каждой игры. Среди множества задач воспитатель может выбрать одну познавательную задачу и организовать ход дидактической игры в соответствии с ее решением и разнообразием игровых действий.

Структура дидактической игры включает дидактическую задачу (определенную программой, игровую задачу (цель конкретной игры, правила игры, игровые действия и результат игры, отражающий ее итог. Важной составляющей дидактической игры является игровой замысел, который вызывает интерес детей, стимулирует их активность и желание играть. Каждая дидактическая игра имеет свои правила, которые соответствуют ее содержанию и игровому замыслу. Правила определяют характер и способ действий, которыми руководит воспитатель, осуществляет организацию и управление воспитательно-образовательным процессом в игре.

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат, который для воспитателя является показателем прогресса детей в усвоении знаний, умственной активности и характера их взаимоотношений.

В дидактических играх, ярко проявляется упражнение, но они отличаются от него по своей сути, так как они базируются на игровых отношениях детей, игровой концепции и игровым действиям. Некоторые дидактические игры не добавляют нового в детскую деятельность, но они обучают детей применять свои знания в новых условиях или предлагают умственные задачи, решение которых требует использования различных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен разрабатывать связь между дидактическими играми и другими видами детской деятельности.

Для организации и руководства дидактическими играми существует множество методов и приемов. Воспитатель должен стремиться овладеть большим количеством таких методов и приемов. Только хорошее знание и умелое применение их на практике, в сочетании с другими видами детской деятельности и с соблюдением определенных педагогических условий, позволят эффективно развивать мышление дошкольников.

Умственную активность можно стимулировать с помощью следующих методов:

• Внедрение дидактических задач в игровую форму, что способствует положительному отношению детей к учебной деятельности;

• Создание игровых мотивов, которые будут важны для поддержания интереса детей к умственному труду;

• Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

• Использование подходящих методик для организации и проведения дидактической игры.

При соблюдении этих условий и опытной организации, и проведении дидактической игры можно значительно способствовать развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

В педагогических целях активно используется интерес детей к игре. На самом раннем этапе дети начинают знакомиться с окружающим миром через изучение предметов, их свойств и расположения в пространстве. Дидактические игры уже на этом этапе способствуют формированию сенсорной культуры.

В группе раннего возраста воспитатели развивают интерес детей к играм, используя различные дидактические игрушки и преподавая им информацию о цвете, форме и размере предметов.

В младшей группе задача игры немного усложняется, поскольку воспитатели усиливают и расширяют знания детей о предметах, используя сенсорные образцы. Они также учат детей совершать определенные действия и соблюдать правила, начиная и заканчивая их одновременно или поочередно по сигналу.

С увеличением сложности задач и игровых действий меняется и роль детей в игре. В средней группе дети, познакомившись с новыми дидактическими играми, уже выступают в роли ведущего. В ходе игр они развивают внимание, наблюдательность и настойчивость.

В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать игры, объединяясь в группы от 2 до 4 человек, и повышают требования к точности выполнения правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на следующем возрастном этапе, в подготовительной группе, закрепить умение ребенка самостоятельно организовывать игры и выполнять роль ведущего, а также постепенно научиться согласовывать свои действия с партнерами в игре и найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность и способность самостоятельно и творчески решать поставленные задачи.

Через игру ребенок погружается в мир труда – для дошкольников это связано в основном с трудом самообслуживания, но это важный шаг в приближении к труду взрослых и пониманию его необходимости. Общество готовит ребенка к общественно полезному труду, учит его соблюдать нравственные нормы и правила.

Дидактические игры, особенно сюжетно-ролевые, учат детей устанавливать нравственные отношения между собой и с взрослыми, воспитывая нравственное поведение, волю и создавая эмоционально-положительную атмосферу во время эмоционально-личностного и делового общения с взрослыми.

Музыкально-дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную реакцию, знакомят с разными видами музыкальной деятельности (пение, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах) и развивают музыкальные способности. Дидактические игры, связанные с художественно-эстетическим воспитанием, не только развивают художественные способности и эстетическую культуру ребенка, стимулируя его творческий потенциал, но также положительно влияют на общее психическое и умственное развитие.

Воспитателю детского сада доступно множество дидактических игр. Целенаправленное использование этих игр поможет ему в решении различных вопросов воспитания и развития ребенка, а также сформировать его готовность к школьному обучению.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 мая 2024 в 22:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Токарь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД