Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников

Юлия Баландина
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.

Актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что математические представления активно влияют на формирование умственных действий.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических представлений. Этот опыт выражен в умениях раскладывать, прикладывать, накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми свойств предметов, простых действий с ними, отношений предметов. Воспитатель должен способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных видах содержательной детской деятельности.

Организуя образовательный процесс с младшими дошкольниками, воспитатель обращается в первую очередь к эмоциям и чувствам ребенка. Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформулировать в виде восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!».

Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно учитывать особенности младшего возраста :

Игра должна соответствовать жизненному опыту детей, способствовать развитию активности.

Дидактические игры и упражнения с маленькими детьми должны быть направлены на развитие внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.

Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к совместной с взрослым деятельности. В 2-3 года у ребенка наиболее ярко проявляется стремление делать что-то вместе с взрослым, он начинает осознавать, что совместная игра ведет к более успешному результату, сопровождается интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием. Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего, участники одной игры.

Для РЭМП у младших дошкольников часто используют игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами : подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое значение : направляют игру по заданному пути, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Без ранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.

Рассмотрение дидактической игры как явления обучения РЭМП, как одной из форм организации обучения в детском саду требует уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует ее расширительное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых используются отдельные игровые ситуации и приемы (загадывание загадок о предметах, внесение игрушки, стимулирующей определенную деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и органическое единство в ней всех ее компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий, правил. Без этого нет дидактической игры как таковой, и правильнее говорить просто об играх с чем-то, играх-занятиях, играх-упражнениях, игровых приемах и т. д. В частности, требуется более четкое разделение дидактических игр и дидактических упражнений как форм сенсорного воспитания детей.

В основе дидактических упражнений лежит иное начало: математическое развитие осуществляется путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы ( наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кубов, конусов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов, положения пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину, но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала, дает детям возможность контролировать себя.

Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое отверстие или что в маленький куб не входит куб большого размера.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При ознакомлении с пространственными свойствами предметов (формой, величиной и др.) и цветом чаще всего детям предлагается : подобрать определенным образом используемые материалы (по цвету, форме, величине, по признаку парности); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия, коробки; разложить цветные палочки по цвету, размеру или положению на листе бумаги и т. д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практических усилий. В этих условиях тот материал, с которым действуют дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания. Проводя упражнения, педагог широко опирается на автодидактизм, заботится о правильном подборе материала, организует соответствующие действия детей с ним, то есть воздействует на детей через дидактический, обучающий материал.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибочками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало. Их конструкция направляет детей на нужные действия, а в случае ошибки помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает нужного результата – получает целую игрушку. В случае неправильных действий детали игрушки не подходят друг к другу, не входят одна в другую или остаются лишние – игрушка не собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку заставляет детей действовать снова, искать нужные детали, внимательнее их рассматривать, сравнивать, примеривать половинки и т. д.

Но между упражнениями с дидактическим материалом и играми с дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те действия (вкладывать, раскладывать, разбирать, собирать и т. д.) считать практическими или игровыми.

Дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает образ человека (матрешка) или предмета (грибок, яичко). Благодаря этому действия с игрушками приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собирая матрешек, например, дети видят их лица, части тела, детали одежды и не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка. Маленьких матрешек дети часто называют детками, дочками, больших – мамами. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными. Матрешки наделяются человеческими качествами и изображают действия людей: «танцуют», «ходят гулять», «прячутся» и т. д. Обладание яркой и динамичной игрушкой всегда радует детей, вызывает положительные эмоции, позволяет упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень элементарного.

Мы рассмотрели особенности дидактической игры как игровой формы обучения и дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в характере обучающего воздействия. Мы стремились подчеркнуть, что в работе с детьми надо использовать и то и другое, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения дидактических игр, когда лучше для этого использовать форму более прямого влияния на детей – дидактические упражнения. Однако, прежде всего надо, чтобы обе эти формы воспитательно-образовательной работы, характерные именно для дошкольников, нашли более определенное место в педагогическом процессе. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических упражнений и дидактических игр значительно расширяет возможности умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Какие же функции могут выполнять дидактические игры, когда они включаются в дидактически организованную систему детского сада в соответствии с общим ходом РЭМП.

Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование РЭМП детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность :

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, цвета, величины и др.); ориентироваться не только по внешнему виду, но и по словесному описанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами и т. д.)

Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представленийДидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представлений Предлагаю вашему вниманию д/и "чудо - поле" Д/и «Чудо-поле». Материал. Полотно, обтянутое тканью с пришитыми с обеих сторн липучками. Наборы.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений.Дидактическая игра «Забавные прищепки» для развития мелкой моторики, внимания и элементарных математических представлений. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать Вам свою игру "Забавные прищепки". Данная игра предназначена для развития мелкой.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 1) Часть 2 Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование.

Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2)Оснащение уголка сенсорного воспитания и развития элементарных математических представлений (часть 2) Часть 1 Уважаемые коллеги, хотелось бы сегодня продолжить рассказ о нашемУголке сенсорного воспитания и развития элементарных математических.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 16:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Баландина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД