МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Азбука краеведения»

Оксана Гриднева
Консультация для педагогов «Азбука краеведения»

Консультация для педагогов

К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, предлагаются стандарты, сущность которых заключается в приоритете материальных ценностей над духовными. Целое поколение вы-росло в атмосфере сниженного воспитательного воздействия семьи и россий-ской национальной культуры. В последних постановлениях правительства и президента вопрос патриотического воспитания выводится на первый план. Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее исто-рическому и культурному наследию, природе; уважения к старшим и сверст-никам.

Публикация «Консультация для педагогов „Азбука краеведения“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период первоначального становления лично-сти. Формирование патриотических чувств ребенка, воспитание у него опре-деленного отношения к окружающему, устойчивой нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые про-блемы в воспитании у дошкольников патриотизма, уважения традиций свое-го народа, любви к земле, на которой родился. Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного отношения к природному и животному миру.

Непререкаемая истина, что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос. Поэтому огромное значение имеет озна-комление дошкольников с историческим, культурным, национальным, гео-графическим, природно-экологическим своеобразиемродного края.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада выбрать экскурсион-но-краеведческое направление работы – как одно из значимых и доступных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полу-ченные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И дей-ствительно, как не велика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с тем местом, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.

Поэт К. Симонов в стихотворение «Родина» пишет:

«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспи-тания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обще-стве. Прямой контакт с достопримечательностями родного края формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, ар-хеологии, архитектуры, природы.

В связи с этим Целью создания наших разработок явилось:

- Сформировать у детей дошкольного возраста патриотические отноше-ния и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через крае-ведческую деятельность.

В основные задачи входило:

- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, дет-скому саду, улице, городу

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, худо-жественное слово;

- усиление роли семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

- развитие нравственно-патриотических качеств: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края;

- формирование интереса, представлений о русской национальной куль-туре (народное творчеств обычаи, традиции, воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

- формирование представлений о своей малой Родине (история района, люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;

Новизна и теоретическая значимость методических разработок Аз-бука краеведения» заключается:

• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры приме-нительно к дошкольному возрасту;

• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;

• в создании системы формирования краеведческой культуры у до-школьников

Отличительной особенностью данной разработки состоит в её практической значимости:

-вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую дея-тельность;

- реализация индивидуального подхода;

- формирование и апробация блока диагностических методик, позволя-ющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошколь-ников.

Формы и методы работы с детьми по патриотическому направле-нию включают в себя следующее:

- Целевые прогулки по микрорайону;

- Знакомство с именами людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;

- Экскурсии к памятным местам: памятнику В. И. Мичурину, стенду вете-ранам ВОВ.

- Экскурсии к достопримечательностям микрорайона: ВНИИГ и СПР им. Мичурина, мужской Троицкий монастырь, Святой источник, библиотека.

- Экскурсии в лес (в разные времена года)

- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной ка-тегории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и расти-тельном мире Тамбовской области.

- Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;

- Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного горо-да, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;

- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

-Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России».

- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, из-готовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, млад-ших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их под-готовке и организации

Ожидаемый результат:

Дошкольники должны знать:

• Особенности природы родного края

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику города и края.

• Писателей и поэтов города и края, их творчество.

Дошкольники должны уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.

• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:

— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидак-тические игры)

— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОО и общественных местах)

— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой куль-туры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формиро-вания чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту дан-ного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогран-но по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за народ, и ощуще-ние своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и при-умножить богатство своей страны.

Именно поэтому краеведческая деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного воз-раста.

Данная работа может быть использована воспитателями ДОО, социаль-ными педагогами.

Публикации по теме:

Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых»Консультация «Азбука пожарной безопасности для детей и взрослых» В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Существует много причин возникновения.

Консультация «Азбука экологии на прогулке» Формирование у детей научных знаний о различных явлениях в природе должно сочетаться с пониманием ее ценности для общества и человека, с.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей «Азбука безопасности»Консультация для родителей «Азбука безопасности» Первостепенная задача всех родителей – обезопасить малыша от несчастных случаев и как можно раньше научить его правильно вести себя дома,.

Консультация для родителей «Азбука безопасности для детей»Консультация для родителей «Азбука безопасности для детей» Соблюдение родителями правил безопасности, поможет ребенку на их примере обезопасить свою жизнь. Правила безопасности можно расположить.

Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых»Консультация для родителей «Азбука финансов для взрослых» «Азбука финансов для взрослых» (Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности) «Можно смотреть на деньги свысока,.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Консультация для родителей «Азбука природы» с ИКТКонсультация для родителей «Азбука природы» с ИКТ Актуальность. Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, уважать и любить ее? Ведь это так необходимо, чтобы ваш ребенок вырос любознательным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Азбука краеведения»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 23:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Азбука краеведения»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гриднева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД