- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством - батик
Цель:
Познакомить детей с новым видом искусства - батик. Расширить знания детей о Индонезии, являющейся родиной батика. Познакомить с художником и его картинами, расписанными от руки, по шёлку. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к познанию новых технологий в декоративно-прикладном искусстве.
Словарная работа: расширить словарный запас за счёт слов-определений: изумрудный, салатный, травянистый, жёлто-зелёный, бирюзовый, морской волны.
Материал:
- картины, выполненные в технике батик (художницы Макаренко О.А.),
- Атлас мира.
- Шёлк и хлопок белого цвета.
Ход занятия:
Воспитательница: Дети, сегодня я пригласила к нам в гости художницу. Скажите, пожалуйста, кто такой «художник»? (ответы детей).
Правильно, художник-это человек, который пишет картины. Именно «пишет», а не рисует. А как вы думаете, чем можно писать картины? (ответы детей).
Воспитательница обобщает высказывания детей: карандашами, красками, мелом, углём.
Воспитательница: На чём пишут картины, вы знаете? (ответы детей) Верно, можно писать на бумаге. Но ещё можно писать картины на бересте, на холсте, на деревянной доске, на стекле, на бетонной стене и даже на потолке.
Художница, которую я пригласила к нам в гости, рисует свои картины на ткани, это творчество называется - батик. Слово «батик» означает «рисую горячим воском». Познакомьтесь, зовут художника - Ольга Андреевна (дети называют свои имена по очереди)
Ольга Андреевна принесла для вас свои картины. Давайте их рассмотрим, полюбуемся (выставляют картины по одной).
Вопросы, задаваемые детям по ходу рассматривания:
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей). «Подсолнухи».
- Скажите, только зелёным цветом пользовалась Ольга Андреевна, когда закрашивала листья? Дополняем: изумрудным, салатным, травянистым, цветом морской волны, жёлто-зелёным, бирюзовым, чёрным.
- Почему именно жёлтый цвет используется для фона маков?
- Какие цвета чаще используются в данной картине?
- В букете с маками, какие ещё присутствуют цветы? (ромашки)
- Какой фон у картины «Подсолнухи?» У картины «Маки?»
- Как вы думаете, как назвала данную картину сама художница?
- Можно объединить все картины одним общим словом? Правильно, все картины можно объединить одним общим названием «Цветы»
Ольга Андреевна очень любит цветы и поэтому их много пишет. А вы знаете пальчиковую игру «Цветы», покажите её нашей гостье.
Наши алые цветки
Распустили лепестки (плавное покачивание пальцев)
Ветерок чуть тише, тише
Лепестки колышет (помахивание рук перед собой)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (Опускаем руки вниз)
Тихо засыпают,
Головой качают (покачивание головой)
Воспитательница: Послушаем Ольгу Андреевну. Она расскажет, как писала картины. Садитесь на стульчики.
(Коротко рассказывает о создании эскиза, подготовке ткани, переведении рисунка на ткань, работе красками, контуром, оформлении картины в раму)
Посмотрите и пощупайте, какая тонкая ткань берётся для изготовления картины (дети трогают шёлковую ткань). Рисование по ткани можно назвать одним словом – батик.
У вас есть вопросы к Ольге Андреевне?
Родиной батика считается остров Ява в Индонезии. Посмотрите, на атласе как далеко остров находится от нашей страны (показ). Жителей острова Ява называют яванцами. Батик они использовали для украшения своей одежды: платьев, платков, шарфов, палантинов. Ткань использовали не шёлк, а хлопок. Потрогайте и сравните их между собой. Одинаковые они или разные? (ответы детей)
Уточняем: цвет одинаковый - белый, а на ощупь отличаются: шёлк тоньше и не такой гладкий как хлопок. Способ окраски ткани назывался горячим: на ткань наносили специальный состав, который не пропускал краску, а потом отпускали в кипящую воду с красителем. Высушивали, удаляли нанесённый состав, получался двухцветный узор. Если нужен был трёхцветный узор, то состав удаляли не полностью и снова кипятили, но уже в другой краске. Более четырёх раз красить было нельзя, потому что краски накладывались одна на другую и получался чёрный цвет.
От яванцев другие индонезийцы обучились этому искусству, а потом соседи - китайцы (показ Китая на атласе). От них уже - японцы (показ Японии).
В Россию батик пришёл сравнительно недавно. Чаще используют у нас холодный способ -это значит, не кипятят ткань, а наносят рисунок и он сохраняется в таком состоянии. Многие хотят создать для себя и своих близких оригинальную одежду, украсить интерьер дома собственными картинами. Мы с вами будем тоже заниматься холодным способом.
Я думаю, что вы, посещая кружок, напишите разнообразные красивые картины. Будете ими радовать своих мам, пап, бабушек и дедушек.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста