МААМ-картинки

Работа с картинами известных художников.

article1147.jpg


Картина А.М. Герасимова «Дворик на окраине Козлова»

Вступительная беседа.

Ребята, как называется город, в котором мы живем? Как раньше назывался город Мичуринск? Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на машине времени. Открывайте глаза.

Мы попали в один из уголков старого Козлова. Посмотрите, может быть, этот дворик на его окраине напоминает нам кокой-то до боли знакомый уголок современного Мичуринска. Двухэтажные кирпичные дома, а за ними деревянные хозяйственные постройки-сараи. В них, наверное, содержат корову или лошадь. Вот для них корм-сено. Это, скорее всего, конец зимы. Еще везде лежит снег, но яркое солнце уже пригревает, голубеет небо. Ребятишки бросили свои санки и побежали домой перекусить. А у двери сарая, никем не потревоженные клюют что-то две красивые курицы. Оперение у них коричневое. Они увлеченно роются в остатках сена. Красавец петух- охраняет их мирную трапезу. Он гордится своим нарядным оперением, красивым изогнутым хвостом, красным гребешком. И пока никого нет во дворе, он тут хозяин. А нарисовал эту картину наш земляк Александр Михайлович Герасимов.

 

Вопросы: Что вас привлекает в этой картине? Хочется ли вам очутиться в этом дворике? Почему? Если вам поручили бы кормить кур, вы бы не отказались от этого поручения? Какие еще домашних птиц можно увидеть в таком дворике?

 

Словарь- помощник: окраина, хозяйственные постройки, голубеет, перекусить, потревоженные, трапеза.

 

Работа с текстом.

Отрывок из рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга». Начало рассказа можно прочитать накануне занятия, а на занятии начать со слов «На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.»

Как относится автор к коту? А к петуху? Мне, например, очень жалко петуха. А вам? Как вы думаете, почему петуха назвали Горлачом?

 

Разучивание стихотворений.

М. Мревлишвили « Вечером» Или А. Барто «Ути-ути»

 

Игры и этюды.

Разгадывание загадок о домашних птицах.

Игровое упражнение «Изобрази». Дети изображают дом, птиц: кукарекает петух, идет утка, шипит гусь и др.

В мастерской художника. Дети выбирают по желанию нарисованные контуры домашних птиц и раскрашивают их под музыку.


 

Картина А. М. Герасимова «Тройка»

Вступительная беседа.

Мы уже привыкли к машинам. Ездим в садик и на работу на автобусе, кто-то имеет и личную легковую машину. А вот раньше машин не было. Если расстояние было небольшое, то люди ходили пешком, а если нужно было попасть в другой город или дальнюю деревню, то ехали на лошадях. Их запрягали, не одну лошадь, а три, что бы они быстрее довезли людей до нужного места. Так и пошло – тройка лошадей или просто «тройка». Вот и А.М. Герасимов передал в своей картине бег «тройки». Правда, мы видим только двух лошадей, но построение картины таково, что мы точно можем сказать, что в упряжи три лошади. Одна идет посредине, а еще две по бокам. Третью лошадь закрывает от нашего взгляда спина кучера - человека, который управляет лошадьми. Одна из лошадей черная, вторая – гнедая или коричневая. Лошади бегут, несутся вдаль, приближаясь к деревне. Мы не видим весь корпус лошадей, но напряжение копыт, поворот головы и развивающиеся хвосты говорят о напряженной работе, о движении вперед. Ощущение движения создается еще и присутствием на картине двух собак. Их тела тоже напряжены, они не хотят отставать…

 

Вопросы: Как вы думаете, куда спешит кучер? Расскажите, какой вы представляете третью лошадь? Хотелось бы вам покататься на «тройке»?

 

Словарь-помощник: упряжь, кучер, гнедая, корпус лошади, пешком, развивающиеся, напряженная.

 

Работа над текстом.

М.Зощенко «Умная лошадь». Почему автор называет лошадь умным животным? Как вы думаете, шутит ли автор, говоря, что лошади едят детскую еду?

 

Разучивание стихотворения.

К. Тангрыкулиев «Жеребенок»

 

Игры и этюды.

Д/и «Кто где живет?»

Д/и «Домашние животные и их детеныши». У лошади – жеребенок, у кошки – котенок, у собаки - … у коровы - …, у овцы - …, у свиньи - …

В мастерской художника. Дети выбирают себе контуры понравившегося домашнего животного и раскрашивают его по представлению.


 

Картина А.М. Герасимова «Март»

Вступительная беседа.

Март… первый месяц весны. Но зима еще не сдается. Всё еще теплым белым снежным покрывалом укрыта земля, снег на крышах домов, на ветках деревьев. Но небо уже голубеет, и солнце все чаще пробивается из-за снеговых туч. Его нежный свет играет на снегу разными праздничными красками. Посмотрите, вот здесь снег как-будто розовый, а здесь солнечные блики придают ему тепловатую окраску. А в тени снег то сероватый, то вроде бы голубой. И уже на солнце тепло. Это март… Теплом и спокойствием веет от этой картины нашего земляка А.М. Герасимова. Это окраина Козлова. Вся в бликах весеннего солнца. Вот хозяйка повесила сушиться белье; она рада, что теперь оно быстрее высохнет. Вот пригрелись на солнце две лошади. Они отдыхают от работы: может быть они куда-то возили своего хозяина. А теперь они спокойно переминаются с ноги на ногу и неспешно жуют сено, постеленное в телегу. Нет напряжения в их телах. Их гнедая окраска на солнце приобретает красивый блеск. Тихо вокруг, и ничто не нагружает эту тишину… Март…

 

Вопросы:  Вы догадались, как назвал свою картину А.М. Герасимов? Как бы вы назвали эту картину? Опишите лошадей. (Какие лошади на картине?) В какие цвета окрашивает снег солнце?

 

Словарь – помощник: солнечный блик, земляк, окраина, гнедая, напряжение.

 

Работа над текстами.

«Три брата» (по К. Меркульевой). Почему лошадь, оленя и верблюда называют братьями? Сможет ли лошадь жить на севере или на юге? Почему?

 

Разучивание стихотворений А.Майков.

 

Игры и этюды.

Д/и «Охотник и пастух»

Д/и «Домашние животные и их детеныши».

 

 

В мастерской художника. Рисование домашних животных и их детенышей.


 

Картина Ван Гога «Подсолнухи».

Вступительная беседа.

Вот и кончилось жаркое лето. Солнышко все чаще прячется за тучи, идет осенний дождь. А с картины художника из Нидерландов Винсента Ван Гога смотрят на нас цветы солнца – подсолнухи. В простой глиняной вазе стоит большой букет этих цветов. Круглые, пушистые темно-желтые и оранжевые с зеленой серединкой. Или вот эти, с красивыми желтыми лепестками (показ). Посмотрите, сколько солнечного света излучает эта картина. Все оттенки желтого и оранжевого создают незабываемый натюрморт.

 

Вопросы: Какую картину мы называем натюрмортом? Могла ли эта картина иметь другое название? Какие еще цветы похожи на солнышко? Есть ли у вас любимый цветок? Опишите его.

 

Словарь-помощник: темно-желтые, излучает, оттенки, незабываемый натюрморт.

 

Работа с текстом.

М. Пришвин «Золотой луг» Как назвал свой рассказ М. Пришвин? Как оправдывается это название в рассказе? Можно ли называть одуванчики солнечными цветами? Почему? Есть ли что-то общее у одуванчиков и подсолнухов?

 

Разучивание стихотворения.

С. Щипачев.

Подсолнуху от ливня

Не скрыться никуда;

В грязи увязли ноги,

Меж грядками вода.

Веснушчатый и рыжий

Стоит он в картузе.

Зачем сбежал он с грядки,

Когда он рад грозе?!

 

Игры и этюды.

Д/и «Собери букет» (теплые и холодные цвета).

В мастерской художника. Дети раскрашивают подсолнухи, выбирая разные оттенки желтого и оранжевого.


 

Картина А. Пластова «Первый снег»

Может быть вечером, а может быть, и ранним утром лег на землю первый снег. И дети, проснувшись, увидели это белоснежное чудо и выбежали на крыльцо своего дома, что бы поближе увидеть волшебство кружащихся на ветру снежинок. Девочка просто накинула на голову платок, даже не одев пальто. И валенки у нее, должно быть, обуты на босую ногу. Её братишка одет более основательно: он и пальто надел, и шапку – ушанку, и брюки, и валенки. Стоят они на пороге дома и как завороженные смотрят на колышущиеся на ветру ветки березы, на хлопья падающего с неба снега. Только вороне. Кажется, все равно, что творится вокруг. Она только следит за детьми, чтобы при их приближении сразу же улететь.

 

Вопросы: Какое настроение навевает вам эта картина? Видели ли вы первый снег? Опишите одежду девочки и ее брата.

 

Словарь помощник.

 

Работа с текстами.

К.Д. Ушинский «Из детских воспоминаний». Можно ли назвать этот рассказ «Первый снег»? Почему? Как вы думаете, такие же чувства испытывали дети с картины как и дети из рассказа Ушинского? Расскажите, как вы увидели первый снег? Какие чувства были у вас?

 

Разучивание стихотворений.

И. Никитин

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

…В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем…

 

Игры и этюды.

Разгадывание загадок о зиме, снежинках, зимних забавах.

П/упр. «Изобрази». Дети изображают движения лыжников, конькобежцев, игру в снежки.

В мастерской художника. Дети рисуют снежинки в технике «свеча+акварель»

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД