МААМ-картинки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

МДОУ «КУРТАМЫШСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»
 
Из простых ручейков
Океан наполняется.
А любовь к своей Родине-
С родников начинается.
 
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
 
«Родничок родного края»
 
Автор: Лоскутникова М.Н.

 старший воспитатель ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящается проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним , что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной
Дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Мы живем и работаем в маленьком уральском городке, который не всегда можно и на карте найти. Но уральский край богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ.
И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
 
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитывать патриотические чувства, гордости за место, где они живут, за «малую» Родину
 
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
-   Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
 
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
 
1. Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
 
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
 
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
 
4. Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
 
Условия реализации проекта
 
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно- историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (масленица, пасха, и др.). Познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т.п.
Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Куртамышу должны передаваться детям.
 
ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
 
1. Труд взрослых.
2. Отдых куртамышан
3. Природа
4. Культура поведения в городе
5. Защитники города
6. Великие люди г. Куртамыша
7. История города
8. Достопримечательности города
9. Культуры и традиции
 
Необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
I раздел «Город, что сердцу дорог»
 

Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
§   Посещение краеведческого музея.
§   Улицы города: название и расположение.
§   Места отдыха горожан.
§   Рассматривание альбома
«наша малая Родина г. Куртамыш»
§   Посещение библиотеки
«Меж Сибирью и Уралом пролегла страна родная»
§   Беседа: «Где работают родители»
§   Экскурсия на почту, магазин, в школу.
§   Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (с приглашением родителей)
§   Создание альбома о профессиях.
§   Создание в группе уголка «Русская изба».
§   Рассматривание карты г. Куртамыша.
§   Знакомство с героями гражданской и отечественной войн.
§   Экскурсия по улицам города (ул. Зубова, Томина и др.)
§   Посещение библиотеки
 «Исторический калейдоскоп»
§   Экскурсия в краеведческий музей.
§   Экскурсия в ДДТ.
§   Занятия из цикла «Путешествие в Куртамыш»
§   Занятия «История нашего города»
§   Знакомство с гербом и гимном нашего города.
§   Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»
§   Создание альбома «Старинные здания города»
§   Фотовыставка «Наш город сегодня»
§   Выставка детских работ «Мой любимый город»
§   Создание в группе мини–музея.

 
II раздел «Природа Зауралья»
 

Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
§   Целевая прогулка в лес
§   Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось, кабан)
§   Посещение краеведческого музея.
§   Праздник осени
§   Познавательная беседа «Как зимуют в лесу: лось. Медведь, кабан»
§   Экскурсия в зимний лес
§   Рассматривание иллюстраций о зиме.
§   Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.
§   Беседа «Жизнь животных и птиц весной»
§   Экскурсия в лес и на водоем.
§   Беседа «Первоцветы Зауралья»
§   Беседа о труде людей весной на полях и в садах.
§   Беседа « Летом на озере: речные и озерный рыбы и птицы»
§   Беседа «Берегите лес»
§   Рассказ–беседа «Лекарственные растения Зауралья»
§   Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев»
§   Обобщающая экскурсия в лес.
§   Беседа о труде хлеборобов и садоводов осенью»
§   Сравнительная беседа о подготовке зиме домашних и диких животных
§   Беседа «Как зимуют в лесу: курица, песец, рысь.
§   Составление зимних коллажей.
§   Сравнительная экскурсия в лес разную погоду (метель, мороз, оттепель, снегопад).
§   Рассматривание пейзажей местных художников.
§   Подкармливание птиц на территории детского сада.
§   Беседа «Как зимуют домашние животных»
§   Беседа «Весной на озере».
§   Сравнительная экскурсия в лес и на водоем.
§   Беседа «Хоровод осенних цветов»
§   Экскурсия в лес , парк и на водоем при разных погодных условиях.
§   Сравнительная беседа «Бабочки и жуки»
§   Занятия «Лес - многоэтажный дом».
§   Беседа «Опасные двойники (полезные и вредные ягоды и грибы)

 
III раздел «Культурное наследие Зауралья»
 

Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
§   Чтение произведений местных писателей (Куликова: «Белочка-умелочка»), знакомство с их творчеством.
§   Чтение сказок Бажова «Голубая змейка», «серебряное копытце»
§   Просмотр диафильмов, видеофильмов по сказкам Бажова.
§   Экскурсия в библиотеку
§   Знакомство с творчеством местных художников (занятия в музее)
§   Встречи с интересными людьми (работники библиотеки, местные художники).
§   Занятия в библиотеке «Знакомство с творчество Белозерова Т.А.»
§   Чтение произведений Белозерова Т.А. « Лесной плакунчик».
§   Знакомство с творчеством Храмцова П., заучивание стихов «Зимняя забава»
§   Заучивание стихов О. Ульяновой.
§   Познавательное мероприятия в библиотек «Зауральские писатели», «Писатель-земляк Кочегин П.З.»
§   Чтение сказок Бажова «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок»
§   Просмотры диафильмов, видеофильмов.
§   Рассказ о художниках Курганской области.
§   Посещение выставок местных художников в музее.
§   Посещение выставок в детской художественной школе, в педучилище.
§   Встречи с увлеченным человеком.
§   Знакомство с уральскими пейзажами.

 
IV раздел «Народное декоративное искусство»
 

Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
§   Знакомство с русской народной игрушкой
§   Знакомство с уральской росписью.
§   Знакомство с украшениями пасхальных яиц, русского народного костюма (мужской и женский)
§   Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее.
§   Встречи с интересными людьми.
§   Кружковая работа.
§   Знакомство с Урало - сибирской росписью.
§   Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).
§   Знакомство с украшением русского пряника.
§   Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее.
§   Выставка народно-прикладного искусства детей и родителей.
§   Встречи с интересными людьми.
§   Прекрасное - своими руками (кружковая работа).

 
V раздел «Зауральский фольклор»
 

Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
§   Знакомство с русскими народными инструментами.
§   Знакомство с русскими народными песнями и колядками.
§   Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).
§   Фольклорный праздник «Посиделки»
§   Работа клуба для бабушек «У самовара»
§   Знакомство с культурными традициями «Масленица», «Рождество».
§   Праздник «День птиц».
§   Развлечение «На лесной полянке».
§   Разучивание хороводов, народных песен.
§   Встречи с увлеченными людьми.
§   Знакомство с народным зауральским фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, зауральские песни и хороводы.
§   Зауральская традиционная кухня.
§   Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха»
§   Клуб для бабушек и внуков «У самовара».
§   Рождественские гадания.
§   Развлечения «Святки», «Масленица», «Троица».
§   Праздник «Русской березки».
§   Встречи с фольклорной группой из РДК.
§   Разучивание с детьми хороводов, народных песен.

 
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
 
1. Работа клуба для бабушек «У самовара»
2. Консультация для родителей
 «О художниках Курганской области»
 «Промыслы Зауралья»
 «Знаменитые люди г. Куртамыша»
3. Семейная гостиная «Мой светлый город Куртамыш».
4. Выпуск газеты для семейного чтения.
5. Совместные праздники и развлечения.
6. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую художественную школу, в лес, на водоем.
7. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, и др., участие в народных гуляниях.
8. Сбор краеведческого материала с участием родителей.
9. Помощь в создании уголка «Русская изба» в ДОУ, мини-музея.
10. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.
11. Организация встреч с интересными людьми.
12. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
13. Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
14. Выставка семейных реликвий».
15. Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Народные игры».
16. Папка-раскладушка «Прогулки по городу».
17. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей.
18. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
19. Совместные проекты «Традиции семьи».
 
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
 
1. Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте Куртамыша»
2. Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.
3. Лекции для воспитателей «Художники Зауралья»
 «Писатели – наши земляки».
4. Встречи с работниками библиотеки и музея.
5. Сбор краеведческого материала.
6. Организация фотовыставки «Наш город».
7. Проведение развлечений, праздников.
8. Проведение открытых мероприятий.
9. Семинары для воспитателей.
10. Работа клуба для бабушек «У самовара».
11. Проведение с детьми кружковой работы.
 
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
3. Имеют представления об исторических памятниках.
4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
5. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
6. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
7. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.
8. Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
 
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
 
1.ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Повышение уровня знаний представлений детей.
- По проекту:
-Как называется наш город?
-Почему он так называется?
-Какие улицы города вы знаете?
-Чьи имена носят улицы нашего города?
-Какие исторические памятники, исторические места вы знаете?
-Каких местных писателей, художников можете назвать?
-Какие праздники отмечаются в нашем городе?
-Назовите промыслы и ремесла, которыми владеют народные умельцы наших дней?
-Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?
-Расскажите о природе родного края.
-Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?
 
2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
*        Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.
*        Повышение педагогической компетентности родителей.
*        Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.
 
3. ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
·      Повышение педагогического уровня воспитателей.
·      Активность воспитателей в работе по проекту.
 
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
« ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА)
 

ТЕМА
МАТЕРИАЛ
Ø Коллекция из засушенных растений: «Открытка или воспоминания о лете»
Ø Осенние листья, высушенная трава и цветы.
Ø Украшение для группы «Осенний лес, парк»
Ø Природный материал: семена, листья деревьев, засушенные цветы.
Ø «Лесная скульптура»
Ø «Воздушный аквариум» (по выбору детей - рыбы моря или рек), конструирование и аппликация.
Ø Коллективная работа из природного материала: фигурки животных и птиц.
Ø «Украшение для новогоднего стола»
Ø Палочки или веточки для основы, нитки, бумага.
Ø Коробка для подарков
Ø Молочные пакеты, коробочки из под обуви, пластмассовые банки, бумага, фольга, фантики.
Ø «Украшение для кукол» (браслет, бусы)
Ø Пуговицы большого размера, бусинки.
Ø Коллективная работа «Нарциссовое дерево»
Ø Свечи, коряги, шишки, сухие цветы, вазы, корзинки, ветки ели.
Ø Украшение группы к празднику весны
Ø Цветы живые и искусственные вазы, корзины, песок и камни.
Ø «Куклы из соломы и сухой травы» для праздника «Масленица»
Ø Сухая трава, солома, нитки.
Ø «Твоя оранжерея» или работа по замыслу (аппликация и конструирование)
Ø Разный природный материал

 
ЛИТЕРАТУРА
 
«История земли Курганской»- Курган, 2001.
«Знаменитые люди Курганской области»- Курган, 2003.
«Родной край» (Р. И. Жуковская, Н.Ф.Виноградова)-М.: Просвещение, 1990.
«Путешествие в Куртамыш» - Курган, 2003.
Тезисы научно-практической конференции «Развитие социально- значимых ценностей: гражданственности и патриотизма в ДОУ»- Курган, 2003.

«Частица малая России» сост.- Батуев С.В.- Куртамыш, 2004.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД