Ирина Матюшева
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)
▼ Скачать
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)
з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны
Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
1. Расмотрение понятия нравственно-патриотическое воспитание.
2. Изучение теоретических основ.
Публикация «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Орнамент и узоры
- Республика Карелия
- Темочки
3. Значимость народного декоративно прикладного искусства в воспитании детей.
4. Особенности организации в доу.
5. Обобщение опыта.
Анализ педагогической литературы даёт ясную картину, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира
Народная культура, является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития ребёнка. Ещё известный педагог Е. А. Флёрина одна из первых ратовала, что обучая детей декоративному рисованию надо использовать приёмы народных мастеров. Ведь, усваивая их, дети овладевают разнообразными способами рисования, создания изображения. Это в свою очередь способствует приобретению свободы действия, свободы творчества. Народное искусство в детских садах более всех остальных видов творчества постоянно и доступно детям. Оно обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой формирования духовного мира ребёнка. Народно декоративно прикладное искусство является неотъемлемой частью нашей культуры.
Предметы народного творчества многообразны: игрушки,посуда, вышивка, кружево и т д. Организованная мной совместно с педагогами и родителями выставка «Моя Карелия» показала, что каждое изделие несёт в себе радость, тепло, самобытность, добро. Дети с большим вниманием и интересом рассматривают экспонаты, из каких материалов сделаны изделия, для чего использовались. Особенно я заметила, детей привлекают внимание орнаментированные предметы карельского быта. Они доступны детскому восприятию, так как несут в себе понятное детям содержание. А на занятиях по декоративному рисованию я отметила, что яркие и чистые цвета узоров карельского орнамента, симметрия и ритм чередования форм, привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
После проведённого мониторинга стало ясно что, знания детей поверхностны. Дети имеют недостаточный опыт и могут нарисовать карельский орнамент только по показу воспитателя или используя 2-3 элемента. А ведь карельский орнамент я считаю, интересен не только с художественной точки зрения, но и обладает ценными дидактическими свойствами, составляя и рисуя его, ребёнок начинает различать цвет, его оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Это позволяет планировать совместные интегрированные занятия с другими педагогами. Орнаментальные карельские узоры состоят из геометрических фигур, изображений растительного и животного мира Карелии, а это играет немаловажную роль в познавательном развитии. Рисуя, карельский орнамент у ребёнка вырабатывается точность направления движения при рисовании линий, плавность, ритмичность, развивается глазомер, а это в свою очередь необходимо в дальнейшем для подготовки руки к письму. Но какими бы достоинствами не обладал карельский орнамент, предметы декоративно прикладного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от его умения пробудить в детях интерес, увлечь детей к творчеству.
Были сформулированы основные задачи:
1 Пробуждение у детей интереса к народно-прикладному искусству Карелии.
2. Обучение несложному композиционному построению узора 3. Усвоение различных приёмов и техник изображения карельского орнамента.
4Создание условий для развития творческой активности, самостоятельности.
5Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю. Развитие интереса к самобытности, народному фольклору.
В основной план работы с детьми по художественному творчеству включён НРК (наряду с ознакомлением с природой, бытом людей, родным городом, краем, фольклором, включён раздел ознакомление с декоративным народно- прикладным искусством.)
Подобрана картотека карельских пословиц, поговорок, игр, стихов. Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры "Составь узор" "Одень куклу", "Дорисуй узор", "Повтори". Разработаны и оформлены альбомы"Карельский орнамент" для рассматривания в каждой возрастной группе в уголках художественного творчества. Создан мини музей предметов народно-прикладного искусства "Моя Карелия". Сшит кукольный и взрослый женский карельский народный костюм. Совместно с детьми изготовлены головные уборы - полоски и расписаны карельским орнаментом. Разработаны и составлены конспекты занятий и развлечений. "В гостях у Красавицы Наста", "Дедушка Беседушка" "Карельские посиделки", «А домовёнок Кузя дома». В целом в работе с детьми руководствовалась тем что бы использовать что то новое,что помогало детям усвоить лучше материал. Здесь и нетрадиционные техники (штамп,печать, трафареты, рисование по дереву и ткани, и использование различных материалов (гуашь, пластилин, солёное тесто, цветная бумага).
Планирую, работу по ознакомлению детей с карельским орнаментом со средней группы. Первым знакомством для детей стала выставка "Моя Карелия". Дети вместе с взрослыми могли поучаствовать в организации выставки (поиск материалов, и экспонатов). Своими руками потрогать, рассмотреть экспонаты (вышивка, резьба по дереву, узорное ткачество и. т) Дети отметили красоту изделий, незатейливость карельского орнамента. Услышали рассказ о жизни Карел в стародавние времена. Первое занятие прошло в виде развлечения. Дети побывали в гостях у Красавицы Наста. Рассматривали карельский орнамент на посуде. Наста показала способ рисования простых элементов карельского орнамента штампами (которые были изготовлены на мастер-классе с родителями). Предложила детям самим проявить творчество. Для детей это яркое запоминающееся зрелище стало источником первичных знаний. В дальнейшем, чтобы не пропал интерес в работе, использовала карельский фольклор, нетрадиционные техники рисования, выполнение карельского орнамента не только в рисовании, но и в лепке и аппликации, на ткани. В средней группе рассматривая образцы карельского орнамента, дети отмечали цветовую гамму, в которой он выполнен. Навыки, приобретённые детьми, закреплялись в самостоятельной деятельности. Для этого в уголках были выставлены альбомы для рассматривания с образцами, бумажные силуэты одежды и посуды, необходимые для работы материалы. Изготовлены дидактические игры: «Карельский орнамент», «Одень куклу», «Собери орнамент из частей», «Что лишнее», «Лото», «Дорисуй».
В старшей и подготовительной группе продолжаю работу по знакомству детей с карельским орнаментом. Занятия в этих группах более разнообразные по тематике, усложняются задачи, которые воспитатель решает вместе с детьми. В этом возрасте дети готовы выполнить не только по повтору за воспитателем, а и возможны вариации узора с учётом полученного опыта. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является связь с другими образовательными областями. Совместно с преподавателем музыки,воспитателями и родителями подготовили праздник "Карельские посиделки" .Дети сами изготовили элемент карельского костюма-головной убор, расписанный карельским орнаментом. Нарисовали декорации. На посиделках пели песни, читали стихи, выполняли аппликацию на тканевом полотенце. Для большего интереса часто на занятиях использовались элементы кукольного театра. Персонажи карельских сказок (Красавица Наста, злая колдунья Сюятар, дедушка Хийси, дедушка Беседушка, домовёнок Кузя) были частыми гостями у детей. Ребята с удовольствием выполняли просьбы сказочных персонажей. Ведь каждому ребёнку хочется,чтобы его работа была замечена и одобрена. С этой целью проводились и выставки детских работ, они были интересны не только детям, но и взрослым. На выставках можно было увидеть расписанное карельским орнаментом блюдо (папье-маше, закладки для школьников, подарки-блокноты, деревянные доски, расписанные карельским орнаментом, все дети делали своими руками, рисунки, коллажи на тему "Мой родной край" с рамкой расписанной карельским орнаментом. Вместе с родителями дети принимали участие в различных конкурсах рисунков «Мой родной край», «Поэтический образ природы», «Золотая осень», «Зимушка», совместных поделок «Осенние фантазии», «Волшебные снежинки», «Ёлочка красавица». Выставки были оформлены с элементами карельского орнамента.
Вся работа строилась поэтапно с учётом возрастных особенностей.
1 этап Первичное накопление знаний
2 этап Обучение средствами выразительности в разных видах деятельности.
3 этап Организация самостоятельной деятельности
Проделанная работа, несомненно, отразилась в детских рисунках.