Юлия Мокшина
Конспект зимней прогулки «Наблюдения за природой в январе»
Цель: Формировать представления детей о зимних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные: Обобщение представлений детей о характерных признаках зимы, о свойствах снега, учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщать, делать выводы.
Развивающие: Развивать и активизировать словарный запас детей по теме, коммуникативные качества. Учить отвечать полными предложениями.
Публикация «Конспект зимней прогулки „Наблюдения за природой в январе“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Январь
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Формировать умение работать коллективно. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Оборудование: обручи, лопаты, две пластиковые бутылки, игрушка-заяц.
Организационный момент:
На прогулке загадываю детям загадку:
Белый ковёр, мороз, снегопад.
Санки, лыжи, коньки, снегокат,
Горка, каток, сугробы, снежки,
Ёлка, Снегурочка, снеговики.
Валенки, шуба, штаны, рукавица,
Дятел, сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают…
Ну, когда же всё это бывает? (Зимой)
Цель: настроить детей на предстоящую прогулку, сформировать эмоциональный контакт.
Ход прогулки
- Ребята, к нам на прогулку пришёл заяц, который ничего не знает про зиму и снег и просит нас рассказать ему об этом. Ребята предлагают заиньке погулять и самому всё узнать.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какой сейчас месяц? (январь)
- Сколько существует зимних месяцев? (три)
- Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
- Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, холодная, красивая, сверкающая)
- Назовите главную примету зимы. (минусовая температура, много снега)
- А снег всегда бывает одинаковый? (нет, в тёплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную-сыпучий, лепить нельзя)
- Назовите, какой бывает снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, воздушный, искристый, холодный, лёгкий, красивый, липкий, скрипучий, мокрый, рассыпчатый, блестящий, мягкий, чистый, мохнатый)
- Какие вы знаете пословицы о зиме? («Много снега-много хлеба», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Зима – не лето, в шубу одета», «В зимней шубке и морозы – шутка»)
Физкультминутка:
На дворе у нас мороз (хлопают ладонями по плечам и топают ногами)
Чтобы носик не замёрз, надо ножками потопать и ладошками похлопать.
С неба падают снежинки (поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы (руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы (ходьба с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идём, идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.
- Почему снег для деревьев и земли считают пуховым одеялом, если он холодный? (между снежинками находится воздух, он не пропускает холод).
Опыт со снегом:
- Мы с вами проведём эксперимент и убедимся в этом. У меня в руках 2 пластиковые бутылки, наполненные тёплой водой. Можете убедиться сами (дети трогают бутылки руками). Одну бутылку мы оставим на видном месте, а другую закопаем в снег. В конце прогулки проверим. Какая бутылка теплее (дети помогают присыпать бутылку снегом).
Подвижная игра: «Снежная баба»
С помощью считалочки выбирается водящий – «Снежная баба». Она сидит на корточках, дети идут к ней, притопывая.
Баба снежная сидит,
Ночью дремлет, днями спит.
Вечерами тихо ждёт,
Ночью всех пугать идёт.
На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой». Игра проводится 2-3 раза.
Подвижная игра: «Снежинки»
- Сейчас мы все превратимся на время в снежинок. У меня 3 обруча, ребята, которым я их раздам, постараются образовать самую большую и красивую снежинку. Для этого им надо поймать обручем как можно больше ребят (снежинок). Дети кружатся и бегают. Тот ребёнок кого поймали, тоже берётся за обруч и уже вместе с тем кто его поймал, ловит других детей. Игра проводится 2-3 раза.
Подвижная игра: «Кто дальше»
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде «Бросай левой (правой!» все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше, чтобы попасть в обруч. Чей снежок попадёт в обруч, тот считается выигравшим.
После проведения подвижных игр, подзываю детей и напоминаю о бутылках с водой. Сравниваем их по температуре. Выясняется, что бутылка, которая стояла на открытом пространстве, значительно холоднее той, которая была присыпана снегом. Тем самым подтверждается то, что снег сохраняет тепло.
- Ребята, зайка благодарит вас за такую интересную и поучительную прогулку. Он в лесу всем расскажет про зиму и снег.
Трудовая деятельность:
Очистка участка младших дошкольников от снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
Самостоятельная деятельность детей: свободные игры, активная двигательная деятельность, игры со снегом.
Индивидуальная работа: метание снежков.
Итог прогулки :
- Понравилась ли вам прогулка? Что интересного было сегодня на прогулке? Каким полезным делом занимались во время прогулки? Что запомнили? В какие игры играли? (ответы детей). Сбор инвентаря. Уход в группу.