Полушина Райся Харматулловна
НОД по экологическому воспитанию «Жизнь диких зверей весной» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Микки – Маус»
г. Сургут Тюменской области
НОД по экологическому воспитанию
«Жизнь диких зверей весной»
(средний дошкольный возраст 4-5 лет)
Воспитатель : Полушина
Раися Харматулловна
г. Сургут 2019
Цель: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных.
Задачи:
Публикация «НОД по экологическому воспитанию „Жизнь диких зверей весной“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
1. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (Весной – линька, конец спячки, забота о потомстве).
2. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные»
3. Закрепить названия детёнышей животных и их жилища.
4. Продолжать формировать умение образовывать притяжательные прилагательные (лисья морда, беличий хвост, заячьи уши и т. д.)
5. Формировать умение узнавать образ животного в силуэтном изображении.
6. Воспитывать интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации животных, жилищ животных, детёнышей животных.
2. Силуэты животных.
3. Коллаж «Лес» с частями животных.
4. Модели сезонных изменений жизни зверей.
5. Музыкальное сопровождение «Времена года».
6. Презентация «Жизнь животных весной».
Ход занятия
1. Организационный момент. Ребята, посмотрите, к нам пришёл в гости Буратино. Давайте с ним поздороваемся.
Воспитатель : - Буратино, а ты почему такой грустный? (Похвастался друзьям, что всё знаю про животных. А сам ничего не знаю. Помогите, мне пожалуйста.)
Воспитатель : - Ребята, Буратино готовы помочь? (да)
Усаживайтесь поудобнее и познакомим Буратино с лесными животными.
2. Совместная деятельность.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут её. (Лиса) Правильно, это лиса (показ картинки)
Воспитатель : - А что лиса делала зимой? (бегала по лесу, скрывалась от врагов, добывала себе еду).
Воспитатель : - А какое время года сейчас? (весна)
Знаете ребята, а весной лиса линяет, меняет свою тёплую зимнюю шубку на более лёгкую. Рыжая мама умеет тявкать, у неё очень хороший слух. Ещё лиса весной выводит потомство. Сначала кормит их молочком, а потом приносит своим детёнышам еду, учит их спасаться от врагов и охотиться – добывать себе еду.
2. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Волк зимой тоже линяет. У волчицы в логове появляются волчата, она вскармливает их молоком. Когда волчата подрастают, родители учат их скрываться от врагов, охотиться.
3. Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель : - Что медведь делал зимой? (Спал в берлоге)
Весной медведи просыпаются от зимней спячки и выходят из берлоги. А у мамы медведицы рождаются маленькие медвежата. Мама кормит их молоком. А сама мама питается весной свежей травой, муравьями и улитками. Мама водит медвежат к реке. Там она сядет на камень и ударяет лапой по рыбе в реке. Стукнет по рыбе и отдаёт своему детёнышу. Когда медвежата подрастут, медведица учит добывать еду.
4. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
А ё жик чем занимался зимой: (тоже спал, как медведь)
Да, конечно, это ёжик (показ картинки). Зимой ёжик спал под пенёчком, прятался от всех. А весной у ежа тоже появляются ежата. Ежиха вскармливает их сначала молочком, а потом приносит пропитание, насекомых или мышей.
5. Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубе беленькой зимой,
А в шубе серой – летом. (Заяц.)
Воспитатель : Каким заяц был зимой? (белым)
-А что он делал? (добывал себе еду, прятался от врагов) Ребята, а заяц весной какой- то странный стал, не белый вовсе, а серый. Как вы думаете, почему? (Заяц поменял шубку.)
Воспитатель : Верно. Зайчик меняет красивую белую шёрстку на пушистую серую. А почему зайцу неудобно бегать в белой шубке среди деревьев, зелёной травы по серой дорожке?
- Верно, в белой шубке он заметен издалека для врагов. Посмотрите, какой красивый зайчик в своей серой шубке (показывает картинку) Весной у зайчихи появляются зайчата.
6. Хвост пушистой дугой.
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазать.
Стоит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)
Воспитатель : Дети белка стала не серая, как зимой, а рыжеватая. Как вы думаете почему? Да, она тоже поменяла тёплую серую шубку на более лёгкую – рыжую. Поздней весной белка тоже выводит своё потомство.
Воспитатель : – Так что же происходит с дикими зверями в лесу?
Дети: Звери линяют, меняют зимнюю шубку на более лёгкую. Звери выходят из своих нор, а медведь из берлоги. У них рождаются детёныши.
- Что взрослые делают со своими детёнышами?
Воспитатель : Дети: Они их кормят, учат охотиться, спасаться от врагов. А как можно назвать этих животных одним словом? (дикие животные) Дети, вспомните, почему животных называют дикими? (дикие животные сами себе добывают еду, сами строят себе жилище – модели сезонных изменений) Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что общего у всех животных? (Все покрыты шерстью, у всех имеются по 4 лапы, есть морда, хвост).
Пальчиковая гимнастика.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки, (Пальчики в кулачок)
Из кустов они торчат. (Выставить вверху указательный и средний пальцы)
Он и прыгает и скачет, веселит своих ребят. (Ими шевелят из стороны в сторону и вперёд)
3. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю отправиться в лес! Вы согласны погулять в лесу? (да)
Воспитатель : - Ну, тогда возьмёмся за руки и отправимся.
Раз шагнём, два шагнём – в лес осенний попадём!
Раз, два, три – в лес весенний мы пришли!
Вот мы с вами в лесу! Посмотрите, все звери попрятались, наверное, нас испугались!
Правила поведения в природе.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришёл не убивать!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Но мы с вами не будем шуметь в лесу и тогда может быть, кого- то увидим.
1. Посмотрите, чьи-то хвосты торчат из-за деревьев! (Д/И «Чей? Чья? Чьё?»).
2. Ой, кто это бегает у нас под ногами? Да это же детёныши зверей? Пока родители бегают по лесу в поисках еды, детёныши вышли из своего жилища и потерялись! Давайте поможем им вернуться домой, пока их хищник не поймал. (Д/И «Кто где живёт?»)
У всех животных есть жилища, которые по-разному называют. Давайте их вспомним.
Лиса живёт в – (норе)
Медведь спит в - (берлоге)
Волк живёт в - (логове)
Белка живёт в – (дупле)
Заяц живёт в….
– А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется под кустами)
3. Пока мы гуляли по лесу, наступил вечер. На улице стало темно.
Воспитатель : А кто это пробирается в темноте? Ни чего не разглядеть, только силуэты видно. (Д/и «Какие животные спрятались?» Дети определяют животных по силуэту.) Ребята, пора и нам возвращаться в детский сад! Давайте возьмёмся за руки и отправимся в обратный путь!
Раз шагнём, два шагнём,
В детский сад мы попадём!
Раз, два, три,
В детский сад вернулись мы!
4. Рефлексия.
Воспитатель : Где мы с вами были? (В весеннем лесу.)
- Понравилось гулять по лесу? Буратино тоже понравилось.
Воспитатель : - Дети, Буратино забыл, какие изменения происходят в жизни зверей весной. (Ответы детей.)
Литература.
1. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. 6 «Детство – ПРЕСС» -2011. -496с., ил.
2. Л. М. Шипицына, О. В. Защинская, А. П. Воронова, Т. В. Нилова Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от3до6 лет)- «Детство – ПРЕСС», 2010. -384 с.
3. Т. П. Гарнышева ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры СПб. : ООО «Издательство» Детство – ПРЕСС» 2011г.
.