неля вебер
Конспект беседы «Зеленая аптека Алтая. Лекарственные растения»
МБДОУ «Завьяловский детский сад №5 «Веселый городок»»
БЕСЕДА
«Лесная аптека Алтая»
Вебер Н. И.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями родного края и дать представление о целебных свойствах растений нашего края (одуванчик, подорожник, береза, ромашка); познакомить с правилами сбора, сушки и хранения лекарственных трав; знать какие растения растут рядом с жильем человека, какие в лесу, на лугу.
Публикация «Конспект беседы „Зеленая аптека Алтая, Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Природа Алтая
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Активизировать в речи детей слова: лекарственные травы, подорожник, одуванчик, ромашка.
Воспитывать у детей желание у природы лишнего не брать, не вытаптывать, а беречь и умножать ее.
Материал:
Картинки с лекарственными травами, лекарственная трава в упаковках, видиопрезентация.
Ход беседы:
В группу заходит бабушка с внуком. Они разговаривают.
«Пойдем, милок, со мною
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Ромашку отыщем в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля -
Пойдем со мной, милок».
(они уходят).
Воспитатель:
-«Там, где в травах ветер гладкий
Где за полем бор стеной
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
И пропахла береста
Земляникой и смолой
Спелой рожью
Медом с воском
И травою луговой!»
- Шел я по лесу ребята и увидел чудо. Кто угадает, что за чудо?
- Дышит, растет, ходить не может (растения, деревья, цветы).
Воспитатель: Оглядитесь вокруг себя, когда летом находитесь в поле, лесу, саду. Там растут кусты шиповника, заросли ромашки, оранжевые ноготки и желтые цветы мать -и – мачехи и многие другие растения.
Каждое растение обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя история.
Слайд 2
-Ребята, вы знаете как называе5тся это растение?
-Правильно, одуванчик.
- А что вы знаете об одуванчике?
Зарина Саможена:
«В медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили темные пятна на коже и веснушки.
-Ребята, а вы знали, что одуванчик открывается в 6 часов утра, а закрывается в 15.00, в это время у нас с вами заканчивается тихий час.
Слайд4
- О пользе этого всем известного растения расскажет Даша Шейкина.
«Давным - давно береза приносит пользу человеку. Это знаменитый березовый веник в бане и березовый деготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания».
Слайд 5
-Ребята, посмотрите какое интересное растение! Может кто- нибудь знает его название?
О нем расскажет Миша Гехт.
«Если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживет».
Слайд 6
-Это растение у многих растет в огороде, кто скажет как оно называется?
Мята – освежает, успокаивает, помогает нашему желудку перерабатывать пищу, снимает головную боль.
Дидактическая игра: «Узнай из всех трав ромашку».
На столе лежат картинки с изображение растение, среди них дети находят ромашку.
Появляется Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! А чем это вы здесь занимаетесь? (Ответы детей). Какие молодцы! А вы знаете, как правильно нужно собирать лекарственные травы? Я вам расскажу.
Во-первых: нужно бережно относиться к лекарственным травам, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе.
Во-вторых: во время сбора растений нельзя руками трогать лицо и брать руки в рот, пробовать на вкус листья или корни растений. После сбора обязательно вымыть руки с мылом.
В-третьих: собранные травы надо высушить, оберегая от прямых солнечных лучей и хранить в мешочках или коробочках в хорошо проветриваемых помещениях, чтобы они сохранили свои лекарственные свойства.
Слайд 7
Раньше, когда люди шли собирать лекарственные травы, они брали только те травки, которые им были нужны и просили Землю:
Матушка, родная земля, знаю: ты щедра.
Позволь травушку домой унести, здоровье обрести»
Я вам принес собранные, высушенные травы, давайте посмотрим (дети рассматривают образцы трав).
Вы наверное, устали сидеть? давайте устроим физкультминутку и поиграем.
Повторяйте за мной движения.
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
-Давайте поиграем в игру, я загадываю загадки, а вы среди картинок, которые лежат на столе находите отгадку, ребята я приготоыила картинки, на которых изображены растения, о которых мы сегодня не говорили, но уверена, что вы их узнаете.
Игра «Найди растение»
1. Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший (одуванчик)
2. «На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапки зелены»
(березка).
3. Путника друг -
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лег
Многим у нас невдомек
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке у ног»
(Подорожник).
4. Растет зеленою стеной
Ее обходят стороной
Колючая и злая дива
Крапива)
5 .А Белая корзинка – Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Итог беседы
Воспитатель: ребята, о каких растениях мы говорили? Как их можно назвать одним словом? Лекарственные растения, как и все живое на земле нужно беречь, как вы думаете, зачем (ответы детей)
Ребята выучили стихи.
1реб: Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
2реб: Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть!
3 реб: Все цветы для всех растут
Их не рвите! пусть живут!
- Ребята! На земле так мало остается мест, где растут такие удивительные растения.
Давайте будем беречь и охранять их!