МААМ-картинки

Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

Чолак Марина
Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

Наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах является снижение высокой заболеваемости острыми респираторными инфекциями у дошкольников. Это связано, прежде всего, с сотнями вирусов – возбудителей этих инфекций у большого количества детей в детских садах.

Важным фактором работоспособности и гармоничного развития детей является здоровье. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Именно в до- школьном возрасте закладывается фундамент в формировании физического и психического здоровья. С рождения и до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. В это время идет интенсивный рост детей, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

Публикация «Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Здоровьесберегающим технологиям в  дошкольных учреждениях в настоящее время уделяется большое внимание, ведь здоровые дети – это залог успешного будущего всей страны. Поскольку в детских садах воспитанники проводят большую часть времени, то важно, чтобы в это время они получали необходимые знания и умения. Эти технологии направлены на решение самой главным задачам дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, воспитать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью, к собственной жизни и жизням других людей, а также обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников. Усилия всех работников в дошкольных учреждениях направлены на оздоровление детей, привитие им здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе?

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и  здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка вот это и является здоровьесберегающим педагогическим процессом в  дошкольном образователь- ном учреждении. Здоровьесбережение и  здоровьеобогащение важнейшая задача современного дошкольного образования.

Цель здоровьесберегающих технологий в  дошкольном образовании : создание условий для гармоничного роста и развития детей, улучшение показателей здоровья воспитанников. В результате использования здоровьесберегающих технологий у ребенка должна формироваться валеологическая культура как совокупность осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его. Также должна вырабатываться валеологическая компетентность, которая позволяет самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, и задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым, здоровьесберегающие технологии содействуют становлению культуры здорового образа жизни, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей в  дошкольном образовательном учреждении и ва- леологическому просвещению родителей. Необходимо, чтобы усилия воспитателей по формированию здорового образа жизни у детей были поддержаны родителями, чтобы дома дети не забывали о том, чему их нау- чили в детском саду, чтобы родители своим примером прививали мальчикам и девочкам здоровые привычки. Кроме того, те воспитанники, которые сейчас малень- кие, вырастут и тоже будут родителями.

В  дошкольном обучении выделяют следующие виды образовательных технологий : здоровьесберегающие, медико профилактические, физкультурно- оздоровительные, технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и  здоровьеобогащения педагогов - дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей.

Дошкольное учреждение является одним из центров пропаганды здорового образа жизни, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и собственного здоровья, воспитания культуры семьи. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в  дошкольном – образовательном учреждении и семье, совместной це- ленаправленной деятельности родителей и педагогов, будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентация на здоровый образ жизни. Для всех возрастных периодов детей характерна повышенная потребность в двигательной активности. Для нормального развития и формирования растущего детского организма обязательным условием является активная мышечная деятельность. Важнейшими особенностями воспитательно – оздоровительной работы в  дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане – цель родителей и коллектива дошкольного учреждения.

Частью системы оздоровительного комплекса, лечебно-педагогического процесса имеющей также большое воспитательное значение является лечебная физкультура в детском возрасте. В ее основу положен игровой метод и широкое использование имитационных движений. В процессе занятий физической культурой и музыкой у детей формируются навыки и умения, воля и сознание.

При внедрении передовых эффективных технологий в перспективно-информационную систему здоровьесбережения в  дошкольном образовании необходимо обратить внимание на использование Интернет-ресурсов. Во-первых, Всемирная сеть дает воспитателям доступ к опыту передовых специалистов, в том числе зарубежных. Этот опыт можно адаптировать и использовать в своей деятельности. Во-вторых, можно работать с сайтами и приложениями, посвященными здоровому образу жизни у детей и взрослых, а также придумывать свои методики с включением передовых информаци- онных технологий.

Подводя итоги можно сказать, что каждый участник образовательного процесса в  дошкольном образовательном учреждении должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ребенок, а главная ценность – его здоровье.

Итак, здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века, и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья. Невозможно укрепить здоровье детей только усилиями медицинских работников. Образовательная деятельность в  дошкольных учреждениях является одним из звеньев цепи по улучшению показателей здоровья подрастающего поколения. Нужно не только учить заниматься физической культурой, правильно питаться и т. д., здоровье должно стать образом жизни. Грамотно управляя процессом здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды мы сможем достичь этой цели.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 19:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД