МААМ-картинки

Консультация для родителей «Застенчивость и робость: как помочь ребенку?»

Мамаева Сабина
Консультация для родителей «Застенчивость и робость: как помочь ребенку?»

Застенчивость и робость : как помочь ребенку?

Дома ребенок шустрый и разговорчивый, но стоит ему попасть в незнакомое место, так сразу прячется и замыкается в себе? Это застенчивость. Или на каждый вопрос, даже зная ответ, говорит с большой задержкой и очень тихо? Это тоже она.

Публикация «Консультация для родителей „Застенчивость и робость: как помочь ребенку?“» размещена в разделах

Сегодня мы разберем причины детской застенчивости и как помочь ребенку с ней справится.

Как правило, робкие дети требует к себе меньше внимания. Они тихие и послушные, удобные как родителям, так и воспитателям. Многие родители не прочь иметь себе такого ребенка, ведь на них не жалуются, они спокойные, ведут себя воспитанно. И в принципе, небольшая робость не помешает ребенку.

Но если стеснение выражается более явно и препятствует нахождению друзей, непринужденному общению или четкому ответу на вопрос педагога, то в этом случае родителю нужно обратить свое внимание на ребенка и помочь ему.

Но для начала, какие причины детской застенчивости? Как ребенок учится быть таким?

• Наследственный фактор зарождения застенчивости – спорная причина, и все же ее нельзя сбрасывать со счетов.

• Заимствованное поведение, когда застенчивые родители учат своих детей реагировать именно робостью. Не специально, конечно.

Недостаток общения в какой-то период: дети, которые были изолированы от других детей, могут не иметь необходимых социальных навыков.

• Частые неудачи и их страх тоже может быть причиной замкнутости. Если ребенка заставляли делать то, что находится за пределами его возможностей, то страх неудачи будет преследовать его еще долго, а с ним и застенчивость.

• Критика от родителей, других детей и педагогов повлекут за собой желание спрятаться и больше не пытаться. Это тоже может быть причиной стеснения.

Если говорить простым языком, застенчивость появляется от неуверенности в себе или из-за отсутствия социальных навыков. И важно помнить, что такое поведение – это не вина ребенка. Он не может по щелчку пальцев перестать таким быть. Поэтому первое, что вы можете сделать для ребенка : не винить его за свою скованность.

Еще несколько советов, что можно сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость :

• Откажитесь от навешивания ярлыков. Называя ребенка застенчивым, робким, стеснительным (особенно если прилюдно, он теряет уверенность в себе. Вместо этого подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность.

• Разговаривайте с ребенком. Расскажите ему заранее, кто придет, и что вы будете делать. А также объясните, что опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

• Очень часто об этом пишут все, кому не лень, но это действительно важно. Не сравнивайте его с другими детьми (сравнение должно быть только с самим собой, не критикуйте ребенка. Напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.

Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует несколько способов, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя. Научите его:

1. Способ первый, объятия: Делаем полный выдох носом. Далее полный вдох носом и разводим руки в стороны. Задерживаем дыхание на 3 секунды. Растягивая губы в улыбке, произносим звук «сссссс», выдыхая воздух. В это же время руки направляем вперед, а затем скрещиваем перед грудью, обнимая себя. Можно еще покачать себя, продолжая обнимать за плечи.

2. Способ второй, поцелуй: Два коротких сильных вдоха через нос. Посылаем воздушный поцелуй и продолжительный выдох через рот.

3. Способ третий, часы: Встать, слегка расставив ноги в стороны, руки опущены. Делаем резкий вдох. Наши часы заработали: произносим на медленном выдохе: «тик-так, тик-так», переминаясь с ноги на ногу. Руки расслаблены, болтаются вправо-влево.

Вашей задачей должно быть повышение уверенности в себе у ребенка и помощь в налаживании контактов с другими детьми. Помните, общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении к другим ребятам, не заставляйте ребенка быть общительным тогда, когда он просто не может таким быть.

И последнее, создавайте ситуации, в которых ребенок чувствует свою значимость. Помощь в чем-то, что он определенно сумеет сделать сам. Хвалите его за каждый маленький успех.

И придет время, когда и ваш ребенок сможет сказать : «Понимаю тебя, я тоже стеснялся, когда был маленьким».

Психологи предлагают упражнение "Ассоциация"

Цель: знакомство участников друг с другом. Участники садятся в круг, ведущий — в центре круга, он поочередно кидает мяч каждому участнику, задавая определенный вопрос с целью лучшего знакомства с группой.

1. Если бы ты мог превратиться в животное, то в какое и почему? 2. Если бы ты выбирал, сколько лет тебе было бы? 3. Если бы можно было поменяться местами на неделю с кем-нибудь, то кого бы ты для этого выбрал и почему? 4. Если бы добрая фея обещала выполнить 3 твои желания, чтобы ты пожелал? 5. Если в течение дня ты был бы невидимым, то, как бы ты этим воспользовался? 6. Кого ты считаешь великодушным и почему? 7. По каким критериям ты выбираешь друзей? 8. В какой стране ты бы хотел жить и почему? 9. Если бы ты был деревом, то каким? 10. Если бы тебе предложили роль в кино, то кого бы ты хотел играть? 11. Чем бы ты охотнее всего занимался?

Упражнение «Рычи, Лев, рычи» Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов. В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, Лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Упражнение «Птицы, блохи, пауки» Цель: снятие эмоционального напряжения. Участники делятся на первый-второй, образуя две команды. Каждая команда решает, кем они будут: птицами, пауками или блохами. Две команды встают в линейку лицом друг к другу и показывают жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, птицы от блох, блохи от пауков

Упражнение «Покажи себя» Цель: создание условий для сближения группы. Болезненную замкнутость можно попытаться развязать, если дать детям возможность выразить себя, играть роль другого, говоря чужим голосом. Маски, костюмы высвобождают такие неожиданные стороны поведения, которые обычно заторможены. Детям раздаются маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей 20 новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.

Упражнение «У тебя все получится!» Цель: создание условий для сближения группы. Ведущий предлагает каждому участнику поддержать своего соседа справа, ведь всем необходимо, чтобы рядом были те, кто может помочь и делом, и добрым словом. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу справа и, пожав ему руку, говорит: «Я верю, у тебя все получится!» Подведение итогов занятия В конце занятия подводятся итоги. Нужно выяснить у участников: как они себя чувствуют? Что они вынесли из этого занятия? Что им понравилось или не понравилось?

Упражнение

«Я хочу!» Цель: способствование принятию участниками себя. Участникам по очереди необходимо говорить предложение, которое начинается со слов: «Я хочу…». Например, «Я хочу закончить учебу», «Я хочу есть» и т. д.

Упражнение «Чего я боюсь?» Цель: способствование принятию участниками себя. Задача участников обнаружить в себе такие вещи, которые боятся они, хотя многие люди этого не боятся. Нужно попробовать выстроить применительно к себе самим фразы: «Я боюсь что-то, хотя этого не боятся другие». Нужно постараться найти в себе минимум три страха.

Упражнение «Я не боюсь!» Цель: способствование принятию участниками себя. Задача состоит в том, чтобы найти в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Попробуйте выстроить применительно к себе фразы: «Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся (не могут многие люди)». Минимум три фразы. Подведение итогов занятия В конце занятия подводятся итоги. Нужно выяснить у участников: как они себя чувствуют? Что они вынесли из этого занятия? Что им понравилось или не понравилось?

Упражнение «Отражение в зеркале» Цель: способствование принятию участниками себя. Правила, казалось бы, простые: повторяй жесты ведущего - и все тут. Но только изображай его двойника в зеркале. Кто ошибется — выбывает из игры. Однако, несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Дети наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно усложнять постепенно. Сначала соотношение жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели, выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперед, выпрямились, привстали на цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает левую). Потом оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное — это не когда соотношение становится 1:7, а когда «зеркальные» и «незеркальные» движения даются вперемежку. ( 1: 1 или 2:1).

Упражнение «Назови свои сильные стороны» Цель: создание атмосферы доброжелательности. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т. п. Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других. Подведение итогов занятий В конце идет общая рефлексия по всем занятиям, где участники говорят о то что они узнали, как изменились, какие чувства вызвало то или иное упражнение.

Пути решения проблемы застенчивости (материал для консультирования родителей)

1. Помочь ребенку расширить круг своих знакомств: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребенком ходить в гости к знакомым людям, расширять маршрут прогулок, учить ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью, оберегать ребенком от возможных опасностей, не стремиться самим делать все за ребенка, предупреждать любые затруднения. Дать ребенку определенную меру свободы и возможности открытых действий.

3. Постоянно подкреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах и возможностях. Помочь ребенку найти в себе-то хорошее, за что они могли бы себя уважать. Хвалите ребенка и научите его принимать похвалу от других.

4. Начать привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с обществом, создать ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими взрослыми».

5. Не нужно доверять чужому мнению о ребенке, потому что чужая оценка сделана в другом месте, в другое время и при неизвестных обстоятельствах. Прежде чем судить о поведении ребенка, нужно разобраться в вызванных его условиях, причинах. Выслушайте мнение самого ребенка, попутайтесь понять и принять его точку зрения.

6. Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

7. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

Необходимо: постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и в своих силах; • привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных сообщением; расширять круг знакомств.

• Работа педагога с застенчивыми детьми. Как надо вести педагогу с застенчивым ребенком : Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем. • Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания. • Не превращать ребенка в Золушку • Все делать так, чтоб ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас. Гасить тревогу по любому поводу. • Повысить уровень его самооценки • Учить, чтобы он уважал себя. • Хвалить и делать ему комплименты. • Формировать уверенность в себе. • Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков. •Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения. • Тренировать с ним навыки общения. Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками. Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников. • Не сравнивать его обычный внешний облик другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты. •Не критиковать вслух ум этого ребенка. • Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек. •Ребенок должен ощущать, что он неповторим. • Быть нежным с ним. • Сочувствовать ему. • Поддерживать его •И сделать первым первый шаг ему навстречу, чтобы перекинуть мост доверия,который соединил бы еще крепче Вас и ребенка. Как НЕ надо вести педагогу с застенчивым ребенком. Специально культивировать застенчивость и комплекс гадкого утенка у ребенка. Все время подавлять и унижать его, снижая уровень самооценки • Критиковать физические недостатки и ум ребенка. • Подчеркивать его неполноценность. • Высмеивать в присутствии других • Любыми способами провоцировать тревожность. • Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстников. • Подчеркивать его незащищенность и зависимость от Вас. • Ругать за то, что он застенчив.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку» Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Застенчивость и робость: как помочь ребенку?»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 11:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД