Лучший педагог года

Занятие по экологии «Как зимуют растения»

светлана иванченко
Занятие по экологии «Как зимуют растения»

Занятие 14

Как зимуют растения

Цели урока:

1. Сформировать знания учащихся о зимнем периоде жизни растений.

2. Развивать наблюдательность, творческие способности, умение разли-чать деревья зимой, речь учащихся.

3. Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетическое чув-ство, бережное отношение к природе.

Задачи:

Формирование знаний о зимнем периоде жизни растений. Расширять круго-зор учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации зимних пейзажей, иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки, CD – диски.

Публикация «Занятие по экологии „Как зимуют растения“» размещена в разделах

Ход урока

I. Организационный момент

– Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной

Много знает зимний лес

И загадок и чудес.

– Сегодня мы продолжим писать книгу зимы, а для этого мысленно отправля-емся в лес. Но прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.

Ученик сообщает прогноз, дети отмечают в дневнике наблюдений.

– Отгадайте загадки.

1. Не живая, а с ушами

Зиму всю гуляет с нами

Под ее ушами нашим

Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)

2. Словно греет пара печек

Из колечек от овечек (варежки)

– Почему в это время года надо надевать теплые вещи?

Беседа о сохранении здоровья в зимний период.

II. Актуализация опорных знаний

Отправляясь в зимний лес, давайте повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой природе.

Блиц – опрос

1. Когда начинается зима в природе?

– Долго ли природа ждала зиму в этом году?

– Когда были первые морозы в этом году?

2. Как называется явление, когда реки, озера, пруды покрываются льдом?

(Еще в древней Руси ледоставом называли месяц декабрь).

Беседа об опасности выхода на неокрепший лёд.

3. Что происходит с водой, паром, который поднимается с воздушным по-током в верхние слои атмосферы?

4. Как называется явление падения на землю множества снежинок?

5. Когда снег летит хлопьями, а когда мелкой крупой?

На доске: слова “ледостав”, “снегопад”.

– Что особенного в составе этих слов?

Подведение итогов блиц – опроса.

III. Сообщение темы, целей и задач урока.

– Итак, мы направляемся в лес. О чем же пойдет речь, как вы думаете?

(о лесе, о деревьях, о кустарниках).

Рисунок 1. Зимний лес

– Сегодня мы будем сравнивать условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о значении снегового покрова для растений.

Учитель: послушайте, как описывает зимовку растений в своей книге В. Бианки. Прослушивание записи CD – дисках.

Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь отлично умеет притворяться мерт-вой. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Сосны и ели хранят в со-хранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.

– Итак, что очень важно для растений зимой?

Далее рассматриваем иллюстрации деревьев на доске.

Сосна

– Какие деревья вы узнали? По каким признакам? (ель, сосна, береза)

– А почему трудно узнать другие деревья? (нет листвы).

Далее рассказ учителя.

В спящем царстве чернолесья, на первый взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек. Черные си-луэты деревьев четко выделяются на белом снегу. Как будто нарисованы чер-ной краской на белом листе бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, назы-вают в народе – чернолесьем.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминута.

– А сейчас поработаем по своим книжкам. Что вы приготовили?

Далее работа по книжкам – раскладушкам. Дети в своих книжках заранее подготовили рисунки и рассказ о деревьях.

1. Ученик рассказывает об ольхе.

Ольха – разветвленное дерево с конусообразной кроной. Её можно узнать по серой коре, округлым листьям с зубчатыми краями, красноватым сережкам и коричневым шишечками.

Ольха

2. Ученик о тополе.

Ствол этого большого, высокого дерева светло – серый. Веточку можно определить по крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках расположены поочередно, одна справа, другая повыше – слева.

. Тополь

3. Ученик о осине.

У осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая си-дит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.

4. Ученик о березе.

Её можно узнать по красивой белой коре. У многих деревьев тонкие, свисаю-щие ветви. Листья с зазубренными краями и цветки – сережки.

. Береза

Далее учитель рассказывает о том, какую опасность представляет для коры деревьев оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепе-лью будет сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору. На ней появля-ются глубокие трещины – морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели, лиственницы, липы, клена, ясеня.

V. Закрепление знаний.

– Какие деревья кормят животных и птиц в лесу зимой в нашей местности?

Работа в парах.

– кора и ветки – лосей, зайцев, оленей

– семена и ягоды – птиц

– орехи – белок и птиц

– желуди – кабанов

VI. Подведение итогов.

– Что очень важно для деревьев зимой?

– Как можно различить деревья зимой?

– Как зимуют травы, кустарники?

Публикации по теме:

«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы Цель занятия: 1. Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; 2. Учить понимать роль человека в нарушении.

Дидактическая игра по экологии «Травянистые растения»Дидактическая игра по экологии «Травянистые растения» Наступила замечательная летняя пора! Если спросить детей, какое время года для них самое любимое, то чаще всего можно услышать: "Лето!".

«Где могут жить растения?» Познавательное занятие в подготовительной группе Задачи: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному.

Конспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группе Задачи. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой. Показать этажность леса зависимость.

«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения»«Мои друзья — зеленые растения». Домашнее занятие в период самоизоляции по теме «Комнатные растения» Период самоизоляции - время, которое нужно провести с пользой, получить новый опыт общения, обучения и воспитания всем участникам образовательного.

Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы»Познавательно-информационное занятие по экологии «Берегите первоцветы» Познавательно – информационное занятие по экологии на тему «Берегите первоцветы» Содержание материала: 1 раздел. Цели и задачи экологического.

Проект по экологии «Наши друзья — комнатные растения» Проект "Наши друзья - комнатные растения" Актуальность Актуальность нашего проекта заключается в формировании у детей системы элементарных.

Проект по экологии в средней группе «Гербарий. Растения нашего участка»Проект по экологии в средней группе «Гербарий. Растения нашего участка» Проект по экологии в средней группе «Гербарий. Растения нашего участка» На прогулках дети, особенно девочки, интересуются растениями. А.

Занятие по экологии в первой младшей группе «Веселый огород»Занятие по экологии в первой младшей группе «Веселый огород» Занятие по экологии во 1 младшей группе «Веселый огород» • Цель: формирование представлений детей о посадке и росте растений. • Задачи:.

Занятие по экологии в первой младшей группеЗанятие по экологии в первой младшей группе Тема:Экологические сказки- сказка про лису и ежа Цель: Ознакомление детей с природой, с лесом, с обитателями леса. Задачи: - научить ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологии «Как зимуют растения»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 06:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД