МААМ-картинки

Занятие по развитию речи «Народные игрушки —Матрёшки» в подготовительной группе (8 фото)

Пичугина Светлана Леонидовна
Занятие по развитию речи «Народные игрушки —Матрёшки» в подготовительной группе

Тема: «Народная игрушка – Матрёшка»

Цель: продолжать формировать знания детей о народной игрушке.

Задачи:

- продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

-обогащать словарный запас детей; побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества.

- закрепить, уточнить, знания детей о матрешке - как символе России.

Публикация «Занятие по развитию речи „Народные игрушки —Матрёшки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о разновидностях матрешек и их мастерах.

- развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

- продолжать развивать активный словарь детей, пользоваться знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

-развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме. --владеть речью как средством общения и культуры.

-продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

-воспитывать уважение к мастерам и создателям народной игрушки - матрешки.

- совершенствовать знания, умения и навыки в художественно - эстетической деятельности.

Оборудование: книжка – «Матрешка раскраска», цветные карандаши, иллюстрации «Матрёшек».

Словарная работа: Матрена чурбачок, токарный станок, шлифовка, грунтовка, роспись.

Методы и приемы: словесный (худ, слово, беседа, наглядный, информативно - рецептивный (осмысление) практический.

Ход образовательной деятельности

Психологический настрой:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся и друг

Другу улыбнемся.

В: Ребята, нам пришла посылка. На ней что то написано…загадка, отгадав которую, мы узнаем, что в посылке…

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Это? Русская --- матрешка.

Игра: «Признаки предмета».

Дать детям потрогать матрешку и, передавая его друг другу, ответить, какая она на ощупь и из чего сделана

В: Ребята, скажите пожалуйста, а матрёшка какая?

Д: Красивая, добрая, расписная, нарядная, деревянная, улыбчивая, румяная, разъёмная, загадочная….

В: Когда мы смотрим на матрешку, мы видим, что по размеру какая. (большая). По форме она… (овальная). По цвету она. много цветов (разноцветная).

(гладкая, жесткая, блестящая, деревянная, твердая, красивая и т. д.).

В: Если у матрёшки круглая голова?

Д: Круглоголовая.

В: Большая голова?

Д: Большеголовая.

В: Если у Матрёшки тёмные волосы?

Д: Темноволосая.

В: Скажите ребята, вам интересно узнать, как появилась матрешка, и кто её изготовил?

Ответы детей.

В: Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира сказок, легенд…

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена, так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Семёновская матрёшка из города Семёнова (Новгородской области).

Я из тихого, зеленого городка Семёнова!

Я в гости к вам пришли

И букет цветов садовых

Вам в подарок принесла.

А семеновскую игрушку изготовил мастер Арсений Майоров. Умелец, побывав в Нижнем Новгороде, привез нераскрашенную деревянную заготовку домой. Его дочка Любаша посмотрела на игрушку взяла гусиное перо и нанесла все контуры, а затем раскрасила ее кисточкой анилиновыми красками. Деревянную куколку украшал большой ярко-красный цветок на сарафане. Из деревни куколка перебирается в г. Семенов. Ее имя стало символическим для куклы, у которой может быть от пятнадцати до восемнадцати дочек. Столько их часто содержит семеновская матрешка.

В: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Д: Платок.

В: Только у семеновской матрешки на платке есть кайма с цветочными бутонами. А платок завязан как?

Д: На узелок.

В: Дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Д: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Сергиево-Посадская матрёшка (Московской области).

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

В: Сергиево-Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзинку, то узелок, то самовар, то чайник.

В: Дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Д: желтый, красный, синий.

Полхов - Майданская матрёшка из села Полхов-Майдан (Нижегородской области).

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

В: Мастера из Полхов- Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такие матрёшки – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места.

Полхов - Майданская матрёшка из села Полхов-Майдан (Нижегородской области).

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

В: Мастера из Полхов- Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «шиповник».

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такие матрёшки – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места.

В: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Д: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

В: Хоть они и разные, но все матрёшки красивы и неповторимы.

У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок.

В: Ребята, давайте немного поиграем…

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

В: Игрушку матрешку изготавливали и дерева липы, осины или березы. Дерево распиливали их на чурбачки, снимали часть коры, а концы обмазывали глиной, чтобы древесина не трескалась. Когда чурбачок, готов к работе мастер брал чурбачок, и вытачивал на станке фигурку матрешки. Готовую игрушку шлифовали (затирали наждачной бумагой, грунтовали. Грунтовка это эмульсия, которая

образует выравнивание поверхности, подготавливая его к окрашиванию. Когда фигурка матрешки высыхала, рисовали карандашом лицо, платочек, сарафан, затем гуашью расписывали матрешку. Готовую матрешку покрывали лаком, чтоб она блестела и не покрывалась пылью.

И стала игрушка матрешка символом России, потому что ею играли не только дети, но и взрослые покупали для себя и люди из других городов и стран мира.

В: Из какого дерева изготавливают матрешку? Когда дерево просохнет, кто вытачивает фигурку матрешки? Зачем шлифуют фигурку матрешку? Для чего грунтуют матрешку? Что делают после грунтовки? Кто расписывает матрешек? Зачем покрывают лаком матрешку?

Ответы детей.

Составление рассказа по МНЕМОТАБЛИЦЕ

(2-3 ребёнка)

Пальчиковая игра «Матрешки»

Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,

Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.

Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы

Мила – три, четыре – Маша, на правой руке,

Маргарита – это пять начиная с большого

Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза

В: Кто у вас был в гостях?

Что вы узнали нового о матрешке?

Что составляли по мнемотаблице?

Какое задание было самым трудным для вас?

О чем бы вы хотели узнать в следующий раз?

В: Ребята, а вы бы хотели, на минутку превратится в народных мастеров, и создать свою коллекцию матрешек? А как вы думаете, что нужно сделать?

Ответы детей.

В: Правильно можно расписать, разрисовать матрешку. Я вам предлагаю расписать матрешку. Ту самую матрешку, которая является символом России.

Занятие по развитию речи «Народные игрушки —Матрёшки» в подготовительной группе
Фото «Народные игрушки —Матрёшки»
Занятие по развитию речи  в подготовительной группе - фото
Народная культура фольклор Народная игрушка Матрёшка Цель продолжать формировать знания детей о народной игрушке Задачи продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах об изготовлении народной игрушки из дерева обогащать словарный запас детей побуждать восхищаться народными умельцами их предметами творчества закрепить уточнить знания детей о матрешке как символе России Публикация Занятие по развитию речи Народные игрушки Матрёшки в подготовительной группе размещена в разделах Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки» Цель: развивать общение и контакт взрослого и детей. Задачи:учить детей внимательно слушать воспитателя;формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Какие разные матрёшки» Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя; учить сравнивать предметы (маленький-большой); формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наши любимые игрушки»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наши любимые игрушки» Программные задачи: Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать.

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Народные игрушки —Матрёшки» в подготовительной группе
Опубликовано: 25 марта 2021 в 19:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД