Получи документы

Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Наталья Моженко
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»

Конспект по развитию речи

с учетом формирования коммуникативной компетентности у детей

в средней группе на тему: «Птицы - наши друзья»

Цели:

1. Расширить и закрепить представления детей о птицах; о частях тела птиц,

2. Развивать умения детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; понятия «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

3. Упражнять детей:

Публикация «Занятие по развитию речи „Птицы-наши друзья“» размещена в разделах

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений;

- в умении классифицировать;

4. Развивать разговорную речь.

5. Развивать наблюдательность, умение делать вывод, мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать коммуникативные способности детей.

7. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Фланелеграф и изображением дерева, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, способов перелета птиц, шапочки птиц, шкатулка с кормом для птиц, мнемотаблица «Птицы», перья птиц, иллюстрации «Птицы» для раскрашивания, блюдце с маслом, мяч, обруч, аудиозапись голосов и пения птиц, презентация «Птицы наши друзья.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

Дети садятся за обруч.

- Ребята, давайте поздороваемся, т. е. отдадим частицу тепла и радости друг другу (дети берутся за руки и с закрытыми глазами друг другу руки).

Дети открывают глаза и видят шкатулку.

-Что это за шкатулка? Что там внутри? (заглядываю)

- Это же клюв. А чей он, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)

Надеваю шапочку совы ребенку.

- Скажите, где живет сова? (ответ детей)

- Знаете ли вы соседей. Которые живут вместе с совой в лесу? (ответы детей)

- Правильно, это обитатели леса. (раздаю детям картинки зверей птиц, насекомых – дети группируются по классификации животные, птицы, насекомые).

- Молодцы! Мы помогли сове распределить обитателей леса.

- К каким обитателям относится сова? Как догадались? ( ответы детей: есть крылья, перья, клюв, умеет летать, питаются насекомыми)

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Просмотр презентации (Приложение 1)

Предлагаю детям выбрать шапочки птиц и надеть их.

- Ребята, вокруг себя повернитесь и в птиц превратитесь!

- Представьтесь и расскажите о себе?

( Рассказы детей по мнемотаблице: название, размеры частей тела, окраска, питание, жилище, польза для природы и человека. После рассказывания дети снимают шапочки).

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий).

У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый).

У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).

У ласточки острые крылья, она … (острокрылая).

У воробья быстрые крылья, он….(быстрокрылый).

У грача толстый клюв, он (толстоклювый).

У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.

- По каким признакам еще отличаются птицы друг от друга? (перелетные и зимующие)

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)

- Почему птиц называют перелетными? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

- Ребята, вы обращали внимание, что некоторые птицы летают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

-

Физминутка

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)

Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры).

Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается) и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

Беседа: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Еще помешать птицам в совершении длительного перелета может состояние экологии: заводы и фабрики выбрасывают свои отходы в окружающую среду. Птицы заболевают.

- Как отличить здоровую птицу от больной? (плохо летает, медленно передвигается, оперение тусклое, перья слипшиеся)

Эксперимент:

- Посмотрите, у меня в руках два одинаковых по форме и размеру пера с одной и той же птицы (поднимаю перья на одинаковую высоту и отпускаю).

- Что вы заметили? (Приземлились почти одновременно)

- А сейчас одно перо опустим в масло (повторяем опускание перьев с высоты)

- Что измелилось? (Перо в масле приземлилось быстрее)

- Какой же вывод можем сделать? (больная птица со слипшимися перьями не может согреваться, летать, передвигаться)

- Чем мы можем помочь птицам? (подкармливать, заботиться о чистоте природы)

- в шкатулке фигурки птиц для раскрашивания, предлагаю детям раскрасить и посадить на дерево (фланелеграф).

В шкатулке остался корм, когда мы пойдем на улицу, прогулке подкормим птиц ( дети выбирают с объяснением: зерна для воробьев, семечки для голубей, сорок).

Итог занятия : В Крыму обитает много разных птиц, потому что в Крыму благоприятный климат и природа!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей.

Занятие по развитию речи для средней группы «Звуковая культура речи. Звук [У]» Занятие по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [у]» Программные задачи: развитие фонематическое восприятие, слухового внимания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Птицы-наши друзья»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 12:36
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД